Показать дзержинцам
«Дядюшкин сон» главреж Дзержинского театра драмы Андрей Подскребкин грозился
еще в прошлом сезоне. Правда, премьерных спектаклей за минувший сезон труппа
отыграла столько, что сил на Достоевского ни режиссеру, ни актерам, видимо,
просто не хватило. «Дядюшкиным сном» решено было открыть новый, 66-й сезон…
Случится это ровно через
месяц. А сейчас в недрах театра во всю идут репетиции: на сцене кипят страсти,
бушуют чувства, клубком заплетаются интриги, и кругом – сплетни, сплетни,
сплетни… А что вы хотите? Это же Достоевский. А у него иначе не бывает, все,
как в жизни. Только ярче, резче, заметнее – жизненно до неправдоподобности. Так
что думаешь: уж не во сне ли все это?
Пока постановка еще в работе
и зрителям вход в театр закрыт, мы проведем читателей «ДВ» за кулисы – здесь и
побеседуем с двумя актрисами, играющими в «Дядюшкином сне» не последние роли.
Одна из них – Татьяна Орлова, которой досталась партия «комильфотной дамы»
Марьи Александровны Москалевой. Другая – актриса Мария Шиманская, ей выпало
сыграть дочь Москалевой – Зину. Внешне абсолютно не похожие друг на друга,
актрисы оказались «родственницами» не только по сценарию, но и очень близки во
взглядах на своих героинь.
Корр.: Татьяна Сергеевна,
мне кажется, что роль «комильфотной дамы» Москалевой – это действительно вашароль, режиссер не ошибся с выбором… А вы сами на какую роль рассчитывали?Т. Орлова: Когда тебя назначают на главную роль, это,
безусловно, очень приятно. Особенно, если доверяют играть персонажей сложных,
не примитивных… Но в этом спектакле три главные роли – кроме Марьи Александровны, это и князь К., и
Зина. Я не считаю, что моя роль главнее. А вообще для меня каждая новая большая
роль для меня – это еще один шаг к совершенствованию себя в профессии, повод
снова и снова работать над собой. Ведь важно не «скатиться», не остаться на
прежнем уровне, а попытаться стать чуть выше в профессиональном смысле. Мне
посчастливилось играть персонажей Достоевского в «Игроке», в «Селе Степанчикове…»,
но это были роли совершенно другого плана. Моя новая героиня – та еще штучка, и
пока быть Москалевой мне очень не легко…
Корр.:Маша, а вот ваш образ, напротив, ну никак
не вяжется у меня с образом Зины… Вы сама как думаете, идет вам эта роль?М. Шиманская: Я была очень удивлена, когда узнала, что буду
играть Зину! Но таково решение режиссера… Я не ожидала, что оно будет таким,
но, конечно, очень обрадовалась! Обрадовалась даже не столько тому, что мне
досталась одна из главных ролей. А тому, что мне доверили Достоевского! Я
счастлива работать над ролью такого уровня.
Корр.: Вам удалось
«договориться» со своими героинями? У них такие непростые характеры…Т. Орлова: Мне – да.Мою героиню можно осуждать,
ненавидеть, даже бояться… Но ей нельзя не восхищаться! В этой женщине столько
намешано. Она умна, артистична и даже талантлива! Она хочет яркой жизни и по ее мнению, брак Зины с
князем – пропуск в такую жизнь. Поэтому Марья Александровна так легко «закручивает»
эту интригу. Мне бы не хотелось, чтобы зрители осуждали мою героиню. Полюбить ее сложно, но она, по-моему,
достойна уважения.
М. Шиманская: Я пока ищу точки соприкосновения с Зиной… У
героини Достоевского очень не простой характер. Она производит впечатление
мягкой, покладистой, абсолютно домашней барышни. Но на самом деле она очень
волевой человек. В этом смысле Зина – дочь своей матери. Ровно настолько,
насколько она отличается от нее, ровно настолько же они с ней и похожи. Общее в
них – стержень, воля, целеустремленность, моральные принципы разные.
Корр.:Татьяна Сергеевна, как мать вашей
героини, подсказывает вам, как актрисе, что нужно делать? Не пытается подстроить
вашу Зину под свою Марью Александровну? М. Шиманская: Этого нет. Я сама прихожу к ней за советом,
со своими идеями, предложениями так или иначе обыграть какие-то наши диалоги.
Татьяна Сергеевна в этом смысле совершенно не похожа на Марью Александровну –
она никогда не поучает, не пытается навязать своего мнения. Мы, как мне
кажется, нашли общий язык друг с другом…
Т. Орлова: Я считаю, что человек должен уметь сам
замечать свои ошибки. Работать над собой. Что толку «давить» на актера, пытаясь
вложить ему в голову свои мысли? Это бесполезно. Надо просто уметь слушать и
понимать партнера.
Корр.:В финале повести Достоевский все-таки
делает Зину генерал-губернаторшей. Получается, Марья Александровна добивается,
чего хотела. Да и Зина меняется… Т. Орлова: А вас это удивляет?У такой
предприимчивой дамы, как Марья Александровна, по-другому и быть не могло. А
Зина просто повзрослела – она «доросла» до своей матери.
М. Шиманская: Это, конечно, не та Зина, которая была в
начале истории. К себе, к жизни, к любви она уже относится по-другому. Той
наивной и простой девочки больше нет.
Корр.: Такой финал вы
считаете оправданным? Ведь всегда хочется, чтобы добро восторжествовало над
злом, а тут…Т. Орлова: Это же Достоевский! Ведь чаще всего именно
так происходит в жизни, потому и финал получился такой не сказочный…
Какими бы злодеями ни
казались персонажи из «Дядюшкиного сна», мы постараемся сделать все, чтобы
зритель не осудил их, а посочувствовал им, пожалел. Ведь все они живут как во
сне – заблуждаются, не видят своих пороков, не замечают ошибок. Постановка
современная. И всегда своевременная, несмотря на то, что события происходили
два века назад. Мордасов не отличается от любого другого провинциального
городишки, а его жители – это же мы с вами.
Корр.:Вот и
посмотрим на себя со стороны. Спасибо!