Дзержинское время

В сентябре фотоклубу «Мечта» исполняется 25 лет. В честь «мечтателей», прошедших за эти годы школу Кузюткина, в Дзержинском краеведческом музее открылась выставка. В юбилейную экспозицию вошли работы учеников Сергея Васильевича – всего около 80 снимков самых разных жанров: натюрморты, пейзажи, «туристические» и так называемые уличные фотографии…  И, конечно, портреты: ловец человеческих и кошачьих «лиц», Кузюткин научил видеть их, если хотите, читать по ним и своих учеников… Вообще, трудно найти среди снимков «мечтателей» тот, в котором бы не угадывался взгляд Мастера. И этому вряд ли стоит удивляться – ведь для большинства учеников Кузюткина профессиональная фотография начиналась с него, с его работ. Это он учил их видеть мир глазами фотохудожника, глазами мечтателя – когда обыденное и повседневное перестает казаться приземленным… Хотя почерк у каждого из тех, кто прошел школу Кузюткина, все равно свой – и значит, не прошли даром уроки учителя… «Мечта» в Дзержинске началась в 1988 г. с фотокружка при детском клубе с тем же названием. А через год кружок стал фотостудией… Сколько учеников за эти годы прошли через «Мечту» – и не сосчитать. И сделать это было бы так же сложно (да и бессмысленно), как если бы кто-нибудь задался целью сосчитать, сколько литров проявителя и закрепителя пришлось потратить «мечтателям» за это время и сколько километров фотопленки извести. Учеников было немало. Просто потому, что Кузюткин не отказывает никому – конкурсных отборов для желающих стать «мечтателем» не устраивает. Ведь нельзя же человека оставлять без мечты, тем более, если это мечта стать фотохудожником. А уж получится или не получится, вернее, даже было бы сказать захочется или не захочется остаться в профессиональной фотографии, зависит уже не столько от учителя, сколько от ученика. По крайней мере, Кузюткин уверен, что бояться снимать не надо – все получится, нужно только время и желание работать. «Хотите научиться – вперед!» – говорит он. Но будьте готовы к тому, что учиться придется бесконечно долго. Всю жизнь. Даже сам Сергей Васильевич признается, что до сих пор учится снимать: «Чем больше знаешь, тем отчетливее понимаешь, что ничего не знаешь, вот так же и с фотографией – чем больше снимаешь…» Сверхзадач перед своими учениками Кузюткин никогда не ставит, шедевров не ждет и не требует. (Хотя, думается мне, те, кто приходят учиться к Кузюткину, понимают, к кому идут. И оттого сами с себя спрашивают не меньше.) Учит Кузюткин одному – видеть. И тогда самый простой, на первый, обывательский, взгляд, сюжет может открыть даже в молодом и неопытном фотографе талант. При этом совершенно не обязательно в поисках «своего» сюжета мчаться на край света (хотя бывает и такое), хороший снимок можно сделать даже на… кухне. Как делает их одна из учениц Сергея Васильевича Татьяна Русинова. Вдохновение ее «живет» не где-нибудь, а среди тарелок и поварешек. Здесь она и «ловит» сюжеты для фотографий. Взять хотя бы ее «Мед» – солнечный, янтарем светящийся, теплый снимок… Идея сделать его пришла совершенно случайно – переливала мед и… загляделась. Решила снять. Так что когда сфотографировала, ее работа даже Сергея Васильевича удивила – как рук-то ей хватило? Этот снимок, кстати, можно увидеть сейчас на юбилейной экспозиции в краеведческом музее… Или вот еще один снимок, с этой же выставки. Главным героем здесь неожиданно для себя стал сам Сергей Васильевич. История у снимка «Взять козла за рога…» Эльвиры Меняжевой забавная, оттого и сама работа получилась задорная. И самое интересное, что Кузюткин даже не заметил, как попался «на глазок» ученице, а она возьми да и «щелкни» его. Вот вам и умение видеть, умение «ловить» сюжеты! Отличает учеников Кузюткина одно – у них как будто нет возраста. И глубокий философский снимок может получиться у совсем юного фотохудожника, а легкая и радостная работа – у взрослого. Так что, не зная автора, даже трудно догадаться, сколько ему на самом деле лет. Да и имеет ли возраст значение? Хотя, признается Кузюткин, у старших больше опыта, они больше замечают, а молодежь, те же школьники – легче учатся, схватывают новое. Юношеские метания, которые свойственны 15-, 17-летним мальчишкам и девчонкам, делают их работы неожиданными и необычными… Среди учеников Сергея Васильевича, между тем, взрослых фотографов не так  мало. Их работы тоже можно увидеть на выставке (некоторые из них уже «участвовали» в других показах) – не расстается со своими учениками Кузюткин, или это они не хотят расставаться с ним, не знаю… Скорее всего, эти чувства взаимны. С «Мечтой» расстаться трудно, поэтому, даже повзрослев, ученики Кузюткина, так же, как он сам, остаются романтиками, мечтателями. Среди фоторабот есть и снимки фотохудожников совсем еще маленьких… Не в смысле «малости» таланта, конечно. Например, Полина Родина – самая юная участница выставки, ей 12 лет. И о ее работах Кузюткин говорит с какой-то, кажется, особой теплотой – в них много фантазии, задора и… умения вовремя сделать фотовыстрел. Другую свою ученицу, Олю Столбову, Кузюткин и вовсе называет «больной». Не подумайте ничего плохого – больной фотографией, конечно, как и всех, кто увлекся фотоискусством. Вообще же, юбилейная выставка получилась по большей части женской. «Фотографинь на выставке – две трети. Такова сейчас тенденция…» – говорит Сергей Васильевич. И, кстати, не видит в этом ничего плохого. Напротив, считает, что женские снимки нисколько не уступают работам, сделанным фотографами-мужчинами. Может быть, во многом благодаря этому фотоработы, представленные на выставке, получились такими разными и даже несколько неожиданными. Елена Богомазова