А знаете, почему коммунальное хозяйство нашей страны пришло в упадок? Почему в домах начинают течь крыши, лопаться трубы, падать козырьки? Случаются и другие неприятные вещи? Ответ напрашивается сам собой – потому что они, скажем так, «безымянные», возведенные строителями для незнакомых им людей. Эта мысль пришла мне в голову после посещения товарищества собственников жилья «Парус», что на улице Маяковского, 19.
Дом этот изначально был построен на совесть, поскольку его строили сами будущие жильцы и на свои деньги. Все строители работали на «Заводстрое» (сейчас «Капролактам») и после смены отправлялись на стройку, сами выбирали стройматериалы и «несли вахту», охраняя их. Однако и «народной стройкой» этот дом с полным правом назвать нельзя, поскольку тем будущим жильцам, которые не могли принимать участие в строительстве (не умели, не было времени и т.д.), предоставили возможность внести деньги за жилье. Так что дом этот получился уникальным – смесь народстроя с кооперативом. Но после завершения строительства дому все же дали статус ЖСК.
В конечном итоге дом получился добротным, действительно предназначенным для комфортного проживания. Крыша не протекает, неразберихи с коммуникациями нет. Жителям типовых панельных девятиэтажек, в которых крыша становится похожа на дуршлаг чуть ли не в первый год после «возведения», остается только завидовать счастливчикам.
Впрочем, качество качеством, а время свое возьмет. Причем сделает это гораздо быстрее, если к его разрушительной силе добавить еще и отвратительное техническое обслуживание и напрочь отсутствующий капитальный ремонт. И никакая «кооперативность» и добротность дом не спасет. А вот если ТСЖ организовать…
– Как нам пришла в голову мысль организовать ТСЖ? Собственно, выбора у нас не было, – рассказывает председатель ТСЖ «Парус» Евгения Борисовна Курлакова. – Жилищный кодекс обязывает провести обязательную реорганизацию жилищных кооперативов. «Отказников», паталогически неактивных или не очень сведующих в жилищном законодательстве кооперативщиков после судебных заседаний просто поставили бы перед фактом реорганизации и назначили управляющую компанию. В январе 2006 года в нашем доме нашлась инициативная группа из трех человек, которая не захотела ждать у моря погоды, жить надеждой на какое-то светлое будущее с неизвестной управляющей компанией. Она и предложила организовать товарищество собственников жилья, самим собирать деньги, самим их распределять. Собрание жильцов предложение поддержало, дальнейше, как говорится, было делом техники.
Евгения Борисовна по специальности инженер, окончила Дзержинский политехнический институт. С бухгалтерской и тем более «коммунальной» работой практически не сталкивалась. Однако у нее было две причины согласиться возглавить ТСЖ. Во-первых, наличие свободного времени. А во-вторых (и наверное, именно это сыграло решающую роль) – осознание перспектив. Она поняла, что «дальше так продолжаться не может», нужно наконец самим решать, за что и кому платить, что ремонтировать, благоустраивать, менять, красить и т.д. Кто лучше живущих в доме может это определить?
– Так ли уж дело техники? А всякие бумажки, хождения по инстанциям и прочие малоприятные вещи?
– Вы знаете, свидетельство о регистрации мы получили через месяц после того, как приняли решение организовать товарищество. По-моему, на приватизацию квартиры уходит гораздо больше времени. Мы составили протокол общего собрания жильцов, выбрали председателя, нашли типовые Устав и заявление на организацию ТСЖ и отнесли эти документы в налоговую инспекцию. Нам не только не вставляли палок в колеса, но наоборот, старались всячески помогать. Согласитесь, не так уж все сложно, особенно когда есть кому подсказать и посоветовать. Была небольшая заминка с выбором председателя, поскольку председатель кооператива отказалась встать у руля новой организации, но и этот вопрос в конечном итоге решился… (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 3 апреля 2008 года)
Елена ЛАЗАРЕВА