На прошлой неделе по инициативе еженедельника «Дзержинское время» в городской администрации состоялся «круглый стол» на тему «Собираемость платежей за коммунальные услуги. Причины неплатежей. Взаимодействие с должниками».
Поговорить на эту актуальную тему собрались: начальник управления ЖКХ администрации Дзержинска Денис Дергунов, руководитель Дзержинского правозащитного центра Эмма Фельдштейн, руководитель Единого расчетно-кассового центра Виктор Романов, начальник службы по работе с дебиторской задолженностью ЕРКЦ Татьяна Ревина и ведущий специалист по бизнес-планированию ОАО «НКС» Наталья Морозова.
Корр.: Экономический кризис не мог не сказаться и на дзержинской промышленности. Сокращения, увольнения, задержки зарплаты, перевод в административные отпуска – все это повлияло на доходы населения, а значит, и на оплату коммунальных платежей…
Денис Дергунов: Сравним данные за первый квартал прошлого года и за соответствующий период этого. Количество неплательщиков увеличилось всего на 4% и составило порядка 24-25% от общего количества лицевых счетов (23 тысячи должников из 104 тысяч лицевых счетов). Кстати, этому поспособствовало не только повышение тарифов на услуги ЖКХ и экономический кризис, но и монетизация льгот. Получив наличные на руки, не все спешат оплатить ими коммунальные услуги.
Виктор Романов: Проблема в том, что у населения выработался определенный менталитет, который подсказывает, что жилищно-коммунальные платежи можно внести в последнюю очередь, а то и вовсе не платить. Все равно коммунальные услуги предоставят. Это еще больше усугубляется несовершенством законодательства, которое предлагает не так уж много способов наказания для злостных неплательщиков. Крайняя мера – выселение, но как правило, выселять должников некуда.
Татьяна Ревина: Самое интересное, что из общего количества неплательщиков треть готова оплатить задолженность, а половина – это состоятельные люди, которые не платят по принципу «а что вы мне сделаете?». Последние обычно накануне суда просто вытаскивают из кошелька деньги и оплачивают долги. Спрашивается, зачем нужно было их копить? Просто так, без причины…
Корр.: Интересно, а те граждане, которые угодили на доски позора и в раздаваемые листовки с «портретами» должников, к какой категории должников относятся?
В.Романов: По этим должникам вынесены постановления суда о взыскании задолженности, все они официально признаны злостными должниками, с ними проводится работа.
Корр.: И все-таки? Нет ли среди них тех, кто нуждается в помощи, а не в публичном порицании? И о каком мониторинге неплательщиков может идти речь, если никто даже не потрудился выяснить, какие люди попали в «позорные списки»?
В.Романов: У нас не было задачи показать плохих богатых, которые не платят. Была задача показать, что любой должник может оказаться на этом баннере. Бедные тоже должны платить, государство оказывает им помощь.
Я не первый год работаю в этой сфере и знаю, что ситуации у людей бывают самые разные. Я вовсе не исключаю, что кто-то действительно не может платить, причем я не говорю о так называемых асоциальных элементах. Нет, я имею в виду самых обычных, порядочных людей: пенсионеров с маленькой пенсией, детей-сирот, которые к моменту выхода из детского дома получают квартиру с накопившимися долгами, инвалидов, одиноких родителей с детьми. Но бывают и другие. Например, одна женщина заявила мне: «Нет денег! Женила сына, все на свадьбу потратила!». Но это же несерьезно! На свадьбу сына деньги нашла, а на оплату жилищно-коммунальных услуг денег нет. И при этом она чувствует себя вполне правой.
Вот еще что замечу: в ходе рейдов по квартирам неплательщиков среди них встречаются пожилые люди, инвалиды с невысоким уровнем дохода. Понятно, что платить им нечем, казалось бы, ситуация тупиковая. Но когда начинаешь разбираться подробнее, оказывается, что у такого гражданина есть родственники, которые, извините, ждут наследства. А при жизни помогать не хотят!
А еще меня очень удивляет, что граждане собираются на митинги под лозунгом «Снижайте тарифы на услуги ЖКХ!». Начинаешь спрашивать, зачем вам снижение тарифов, и получаешь один и тот же ответ – пенсии не хватает. Ну, так в чем же дело? Почему бы не собраться у Пенсионного фонда и не потребовать повышения пенсии? Нет, этого мы делать не собираемся, потому что прекрасно понимаем, что это бесполезно…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 16 апреля 2009 года)
“Круглый стол” вела
Елена ЛАЗАРЕВА