Начало 2010 года по традиции ознаменовалось повышением коммунальных тарифов. Однако в этом году дзержинцев ожидало не просто банальное увеличение сумм в платежках, но и изменение составляющих тарифа на содержание и ремонт жилья и даже появление новых, ранее невиданных платежей вроде оплаты электроэнергии за освещение мест общего пользования. В общем и целом итоговое повышение платы за жилищные и коммунальные услуги вкупе не превысило традиционных 25%, но при этом одни поставщики услуг увеличили свои тарифы на 200-500%, вторые – на 5-10%, а третьи и вовсе пошли на снижение, пусть и малозначительное. Сравним, например, две платежные квитанции – за декабрь 2009 и январь 2010. Общее повышение тарифа на содержание и текущий ремонт имущества составило порядка 4 рублей, то есть примерно 25%. Обратите внимание, что складывается он из нескольких составляющих: содержание и текущий ремонт, техобслуживание или ТО лифта (в январе – просто «лифт»), вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) и ВДГО (внутридомовое газовое оборудование). Повышение каждой составляющей крайне неодинаково. Тариф на лифт повысился почти на 200%, вывоз ТБО – на 70%, ВДГО – на 600%, а содержание и текущий ремонт наоборот подешевели на 0,3%. С чем связаны подобные сверхповышения, рассказал начальник управления ЖКХ администрации Дзержинска Денис Дергунов. – С каждым годом в структуру тарифа на содержание и ремонт жилья вносятся изменения, происходит большая детализация затрат управляющих компаний и компаний, предоставляющих те или иные жилищные услуги. В первую очередь это связано с тем, что необходимо делать более прозрачными расчеты между жителями и управляющими компаниями (УК), а также между УК и теми организациями, которые наняты для оказания некоторых видов услуг. По отдельным строкам удобнее заключать договоры и делать перерасчеты, если таковые необходимы. Так, до 1 января 2010 года отдельной строкой в платежной квитанции было выведено только техническое обслуживание лифтового хозяйства. В сущности, ТО – это обходы, осмотры лифтов, текущий ремонт, то есть технические затраты. Но есть и еще одна составляющая, без которой невозможно функционирование лифтового хозяйства, «эксплуатация лифтов», в которую входят, в частности, зарплата лифтеров, содержание системы диспетчеризации. С 1 января эта составляющая включена в строчку «лифт». Таким образом, весь комплекс услуг по обслуживанию лифтового хозяйства теперь оплачивается отдельной строкой. – Почему жителей первых и вторых этажей с этого года обязали платить за лифт? – По большому счету, плата за обслуживание лифтов с жителей первых и вторых этажей должна была взиматься еще с 2005 года, с момента принятия нового Жилищного кодекса. В статье 39 этого документа сказано, что «Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме…». А пункт 1 ст. 36 ЖК РФ поясняет, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат, в том числе, и лифты, и лифтовые шахты. Таким образом, жители первых этажей оплачивают не пользование лифтами, а их содержание и техобслуживание. В некоторых городах России «нововведение» вступило в действие почти пять лет назад, кое-где – на два-три года позже. В Верховный суд РФ поступали исковые обращения от граждан, посчитавших оплату лифтов жильцами первых двух этажей нелогичным. Однако их требования не были удовлетворены, и это стало прецедентом для судов общей юрисдикции. Впрочем, на размер и наличие платы за лифт влияет способ управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс, как известно, предусматривает три формы управления жильем: ТСЖ, управляющая компания или непосредственное управление собственниками помещений. Больше возможностей распоряжаться общедомовой собственностью у ТСЖ: товарищество собственников жилья может по решению общего собрания снизить или вовсе отменить плату за лифт для первых этажей (п.8 ст. 156 ЖК РФ, п. 33 Правил № 491). Однако при этом нужно понимать, что бремя расходов ляжет на плечи жителей верхних этажей, соответственно тариф для них будет выше. В случае с УК или при непосредственном управлении окончательное решение, соответственно, за руководством управляющей компании. – А почему плата за лифт начисляется с метража? В соответствии с п. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов каждого собственника на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество дома. Другими словами, чем большую площадь занимает каждый собственник, тем больший вклад он должен вносить в содержание общедомового имущества. То же самое касается и нанимателей жилья. Именно поэтому действует «метражный» тариф. – Изменения коснулись не только тарифов и схемы оплаты за лифт. Например, электроэнергия МОП… – До января этого года затраты на освещение мест общего пользования – подъездов, придомовой территории, подвалов, чердаков – включались в строку «содержание и текущий ремонт». Теперь эта услуга оплачивается отдельно. Существует письмо Министерства регионального развития РФ, в котором затраты на снабжение электроэнергией МОП отнесены к коммунальной услуге. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается либо по показаниям приборов учета, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В жилых домах, не оборудованных общими счетчиками, плата за электроэнергию МОП рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 и составляет, как известно, 7 и 14 квт/ч в месяц на человека в домах без лифта и с лифтом соответственно. – Но в нынешней ситуации не может идти речи о выполнении норматива потребления электроэнергии в местах общего пользования. В подъездах нет лампочек, работающие фонари возле подъезда вообще можно «заносить в Красную книгу». Поэтому понятно стремление горожан установить общие счетчики, чтобы оплачивать электроэнергию по факту потребления. Это возможно? – Существует программа установки приборов учета, счетчики постепенно появляются в жилых домах. Но понятно, что установить счетчики единовременно мы не можем. Впрочем, собственники жилья вправе обратиться в управляющую компанию с заявлением на установку. Никаких дополнительных затрат при этом они не понесут, стоимость как прибора учета, так и его установки входит в тариф на содержание жилья. Оплата электроэнергии поставщику производится по факту потребления, а не по нормативу. Таким образом, я не исключаю появления «нулевых» квитанций на оплату электроэнергии МОП там, где нормативы не соблюдаются. – Почему почти в два раза вырос тариф на вывоз ТБО? Потому что в него включили расходы на вывоз крупногабаритного мусора (КГМ), которые ранее оплачивались из городского бюджета. Решение финансировать вывоз КГМ за счет муниципальной казны приняли два года назад с учетом социально-экономической ситуации в городе и материального положения дзержинцев. Но бесконечно оплачивать вывоз крупногабаритки мы не можем. – То есть с тех пор материальное положение дзержинцев улучшилось? – Говоря о ЖКХ, мы привыкли ставить во главу угла политику, а не экономику, что, на мой взгляд, в корне неправильно. Искусственно сдерживаемый рост тарифов привел к банкротству нескольких десятков коммунальных предприятий, поскольку реальные затраты на оказание услуг не совпадали с их тарифной стоимостью. Теперь мы вынуждены исправлять ситуацию, чтобы не было новых банкротств. – Но ныне существующие управляющие компании работают даже с прибылью… – В 90% случаев эта прибыль лишь на бумаге. Организации показывают выручку на основании выставленных счетов за оказанные услуги, однако счет может быть и не оплачен. Поэтому получается, что на бумаге прибыль есть, а в реальности нет. – И управляющие компании работают себе в убыток? – Нет, конечно, это коммерческие организации, которые имеют право на получение определенного дохода от своей деятельности. Те тарифы, которые сейчас действуют, позволяют управляющим компаниям покрывать расходы и немного вкладываться в развитие, двигаться вперед. От автора. Передав в свое время управление жилфондом и предоставление коммунальных услуг в частные руки, государство преследовало вполне определенную цель и понятные интересы. Неповоротливая махина ЖКХ, оставшаяся практически без присмотра в постперестроечные годы, требовала финансовых вливаний и жесткого контроля. Полистав газеты четырех-пятилетней давности, поискав соответствующую информацию в Интернете, можно найти сотни, если не тысячи, ура-патриотичных статей на тему передачи ЖКХ в частные руки. Суть этих статей сводилась в основном к описанию ужасов коммунальной действительности и поиску виноватых. Вот начало типичной заметки тех лет: «Типичный подъезд жилого дома. Деревянная облупившаяся дверь. Сломанный кодовый замок. Лампочки горят, в лучшем случае, на первом и последнем этажах, исписанные стены. Под лестницей мирно посапывает лицо без определенного места жительства. Страшно? А то! Но, к сожалению, для многих российских городов это привычный пейзаж. Уровень сервиса – соответствующий. Сантехник явится не раньше, чем через сутки. Электрик придет «как только, так сразу». После этого уже никто не удивляется ни упитанным крысам в подвалах, ни ржаво-оранжевым потекам на стенах, ни выбитым стеклам. Очевидно: проблема не в конкретных сантехниках и электриках. Все дело в структуре и логике существования нынешней российской системы ЖКХ. Основная причина, конечно, в засилье на рынке управления жилой недвижимостью муниципальных дирекций единого заказчика и жилищно-эксплуатационных контор. Налицо пережитки плановой экономики». Разные по форме, но одинаковые по содержанию как близнецы-братья, статьи призывали отказаться от муниципального управления ЖКХ. И что изменилось за прошедшие четыре года? Разве что лицевые счета собирателей коммунальных платежей и величины последних. Но никак не облупившиеся стены и скорость прибытия сантехников. Получилось… как всегда. А каким был переход от муниципального к частному? Достаточно вспомнить кампанию-2001 по реконструкции и модернизации котельных. «Холодная зима»-2001 пережита и забыта, а вот наследство в виде 12-месячной оплаты за отопление по резко увеличившемуся тарифу осталось. Или выбор управляющих компаний, выбор фактически без выбора, когда жителям предлагали заключить некий договор, который мало кто видел и тем более прочитал. «А поутру они, жильцы, проснулись» и обнаружили, что дом отныне управляется некой УК. Даже адреса, по которым ныне расположены ЖЭУ, остались прежними, да и большинство управляющего и прочего персонала – тоже. При этом, по данным ЕРКЦ, процент собираемости платежей вот уже несколько лет остается стабильным – 92-94% из примерно 100 тысяч лицевых счетов. То есть не оплачивают коммунальные платежи около 6-8 тысяч квартиросъемщиков. Но в действительности не имеют возможности платить, по данным ЕРКЦ, лишь 20% от 6-8 тысяч. Другими словами, в нашем городе менее 2 тысяч человек, скажем так, «мало зарабатывают» и не имеют материальной возможности заплатить за квартиру ни в рассрочку, ни по факту получения платежки. Что ж, остается только радоваться благосостоянию населения нашего богатого города. Сравнивать коммунальные тарифы Дзержинска с другими городами вообще страшно – уж слишком велика подчас оказывается разница. И разговор о ЖКХ Дзержинска далеко не закончен. Мы обязательно попробуем частным порядком и установить общедомовой счетчик, и получить на руки договор с управляющей компанией, и оформить субсидию на оплату коммунальных услуг. Заставить управляющие и прочие компании работать не могут ни царь, ни Бог, ни карательные органы. Только сами собственники квартир, то есть обычные горожане. Поэтому давайте объединяться, в этом наша сила.
Елена Лазарева