В феврале этого года в одном из подъездов 10-этажного дома по адресу: ул. Галкина, 8а сгорел лифт. Теперь двери в кабину заколочены, на них висит табличка «Лифт не работает». На 6-м этаже другое сообщение – «246 дней без лифта». Все это время жители с тяжелыми сумками, колясками, а кто даже и на костылях вынуждены подниматься в свои квартиры пешком.
 
Начнем с того, что если лифты в высотках существуют, значит кому-то это нужно. В первую очередь их жителям, потому что подняться, а порой и спуститься с верхних этажей по лестнице не каждому по силам. Особенно нуждаются в подъемнике пожилые люди, инвалиды, семьи с маленькими детьми. Такими словами, пожалуй, можно было и ограничиться, описывая проблему отсутствия лифта. Если не видеть, как с ней справляются жильцы ул. Галкина, 8а.

«Я выхожу из дома три раза в месяц: заплатить за квартиру, посетить врача и купить продукты, – рассказывает пенсионерка Ольга Юрьевна. – Подняться в свою квартиру на 7-м этаже для меня целая трагедия. Я беру с собой газету и сижу на ней на ступенях на каждом этаже – отдыхаю. Тяжелую сумку закидываю сначала на несколько ступеней вперед, а потом иду сама. У меня больное сердце и суставы. Врач говорит, что подниматься по лестнице мне ни в коем случае нельзя. Но иначе я умру от голода. Продукты покупаю только самые необходимые, чтобы было полегче нести наверх, здесь чувствуется каждый лишний килограмм. А из дома не выхожу, пока у меня даже каша на воде не кончится.»

Еще одна пожилая жительница подъезда рассказывает, что каждый день провожает внука-первоклассника в школу. И чтобы не подниматься лишний раз на свой 9-й этаж, ждет его с учебы, стоя по 4 часа на улице.

Третья наша собеседница, совсем старушка, демонстрирует свой метод подъема по ступенькам, она добирается домой… на четвереньках. Как собака. Однажды, говорит, этаже на 5-м отнялись ноги, и хоть соседей на помощь зови. Но не на руках же они ее понесут. Надо как-то самой приспосабливаться. Перевернулась на живот и поползла. Батюшки, а так-то легче!

Никто не хочет на это взглянуть, работники администрации и коммунальной сферы? Ведь с тех пор, как лифт в доме на ул. Галкина выгорел полностью, жильцы просят восстановить это техническое благо, но получают только очень странные ответы.

Виноваты сами

Огонь в лифте бушевал так, что пожарным пришлось эвакуировать всех жителей подъезда. Когда же стихию удалось усмирить, возвращающиеся домой люди сразу спросили у огнеборцев: почему загорелся лифт? Те ответили, что, скорее всего, из-за короткого замыкания электропроводки.

«Лифт у нас и до этого работал неважно. Постоянно ломался. К тому же в подъезде давно текла крыша. Вода попадала и на элекрощиток, и в машинное отделение лифта, которое располагается над 10-м этажом. Проводку у нас уже замыкало, дважды возникал пожар в подъезде. Поэтому возгорание лифта от неисправности проводов для нас новостью не стало», – рассказала одна из пострадавших Елена Петровна.

Однако официальное заключение о причине пожара в лифте на ул. Галкина, 8а оказалось не связанным с некачественным обслуживанием дома. Отдел надзорной деятельности по Дзержинску, судя по документам, выдал предписание, что причиной пожара в лифте стало неосторожное обращение с огнем. То есть будто бы, например, кто-то из жильцов бросил в лифте непогашенную сигарету, она-то и вызвала порчу оборудования.

Жителям эта версия кажется сомнительной. Всем понятно, что в случае неисправной электропроводки лифт должны восстановить обслуживающие дом организации. Ну а при поджоге – спрос с жильцов. Сами не досмотрели за своим общедомовым имуществом. Сами теперь и считайте ступеньки под ногами.

Кстати, виновный в этом деле не найден, результаты следствия жителям неизвестны. Где поджигатель-то?

Чем дальше в лес…

Конечно, мириться с жизнью без лифта люди не собираются. Почти сразу после происшествия они написали заявления в администрацию города и ДУК. В управляющей компании им ответили, что передали документы для включения дома в адресную программу капремонта за счет средств городского бюджета в 2014 году. Ну а уж если город не поможет – собственники должны сами найти источник финансирования восстановления лифта. Стоит это «удовольствие» около полутора миллионов рублей.

Администрация ответила (Ко-318 от 25.03.14 г.): «Дом по адресу: ул. Галкина, 8а включен в перечень домов Дзержинска, подлежащих капремонту в 2014-2043 годах». Скажем по секрету, что в этот перечень включены все многоквартирные дома Дзержинска. За 30 лет 100% жилфонда не только нашего города, но и области планируется отремонтировать капитально. Другой «секрет»: капремонт с этой ситуацией не имеет ничего общего. Да, при капремонте лифт должны заменить, потому что он, например, барахлил или выработал свой гарантийный срок. Если же лифт сгорел, то по всем потребительским нормам его должны заменить в считаные месяцы. Без всякого капремонта.

Потом был ответ из Госжилинспекции, что типа ООО «ДУК № 1» сделало все возможное, а именно направило предложение о включении ул. Галкина, 8а в адресную муниципальную программу капремонта за счет средств местного бюджета. Инспекторы также зачем-то напомнили жителям, что решение о капремонте собственники должны принять на общем собрании.

Обращались жители и в прокуратуру, но и из ее ответа поняли только то, что их дом включен в региональную программу капремонта на 2034-2043 годы. Так что лифт заменят через 20-30 лет. Какие проблемы?

А уже в сентябре одна из жительниц подъезда на встрече с трудовыми коллективами главы администрации города Геннадия Виноградова снова обратилась к нему с просьбой заменить лифт, и снова получила странный ответ. В нем сказано, что долг дома по статье «наем жилья» составляет почти 2 млн рублей. На эти деньги можно было бы приобрести новый лифт стоимостью около 1,5 млн. Еще в письме говорится о той самой программе капремонта, по которой лифт в подъезде гарантированно появится через несколько десятилетий. И наконец, самое обнадеживающее известие, что при достаточном финансировании адресной программы капремонта из местного бюджета, лифт, может быть, приобретут уже в 2015 году. Но это, как говорится, фифти-фифти. В 2013 году, к примеру, город выделил на капремонт почти 100 млн рублей. Тогда удалось заменить 10 лифтов, а вот в текущем году на поддержание лифтового хозяйства из муниципальной казны «капнуло» всего 2,6 млн. Этих денег хватило только на небольшой ремонт лифтов в отдельных домах.

Интересно, что в администрации жителям попеняли на долги по статье «наем жилья», которую должны оплачивать жильцы неприватизированных квартир. Собственником этих квадратных метров является администрация города, которая и должна, по логике, бороться с должниками или покрывать их долги, а не намекать тем, кто коммунальных долгов не имеет, что неплохо было бы «потрясти» соседей.

Немного цифр

Ежемесячно все жители домов с лифтами платят за его обслуживание по 200-300 рублей с квартиры, в зависимости от ее площади. Вот только ООО «Горлифт», к примеру, помочь гражданам с установкой лифта, как в случае с ул. Галкина, 8а, не может. Здесь жителям советуют только надеяться, что у города найдутся средства на замену лифта в ближайшие годы. В противном случае жильцам придется или много лет ходить на верхние этажи пешком, или скидываться на лифт своими силами. Полтора миллиона на 40 квартир, которые находятся в подъезде с выгоревшим лифтом, это всего-навсего по 37 тыс. рублей с каждой семьи…

А если серьезно, у жителей ул. Галкина, 8а есть только две более или менее реальные попытки восстановить свой лифт раньше 30-40-х годов. Первая – обратиться в суд и пояснить, что все жильцы дома ежемесячно платят за текущий ремонт по 200 тыс.

рублей. Семь месяцев – и на эти деньги можно купить новый лифт. Ведь все равно больше никаких услуг жители не получают. Разве что дворник подметает дорожку рядом, но у него зарплата – копейки. Уборщица подъезда и то перестала мыть полы на верхних этажах в связи с отсутствием лифта. К тому же и доказывать не нужно, что в то время, когда произошел пожар, ответственность за капремонт еще лежала на УК, они же собирали деньги по этой статье. Вот и должны были восстановить лифт сами, а не перекладывать это на кого-то, оттягивая время. С этими фактами люди и готовы предстать перед судьей.

Вторая попытка – срочно собрать подписи большинства собственников за открытие лицевого счета для сбора средств на капремонт самостоятельно. Средняя площадь квартир в доме – 60 кв. метров, значит со следующего года 160 квартир дома 8а по ул. Галкина будут собирать на капремонт около 60 тыс. руб. в месяц. Два года – и лифт можно купить самим.
 
Правда, даже в случае согласия большинства распоряжаться деньгами на капремонт самим все собственники дома должны быть согласны с тем, чтобы потратить накопленные в течение двух лет деньги не на ремонт кровли, фундамента или коммуникаций, а на лифт для жильцов одного подъезда. Удастся ли все это жителям, станет ясно со временем. А сейчас понятно одно: случись с любым из нас коммунальное бедствие, требующее затрат, справляться с ним придется один на один.

Елена Родионова