Весной жители Автозаводского района Нижнего Новгорода митинговали против больших доплат за тепло – корректировки стоимости услуги по итогам 2017 года. А в самом начале года волнения по этому же поводу шли и в Дзержинске: тогда некоторым горожанам доначислили тысячи рублей за то, что в их домах сломались счетчики тепла, и плату за отопление выставили по нормативу. Власти вступились за горожан – тепловики лишние суммы из квитанций убрали. Однако вскоре ситуация может повториться: в нашем городе вышли из строя 12 счетчиков тепла (только на жилфонде УК «Управдом»). Об этом в ПАО «Т Плюс» сообщили еще в апреле.
Сломался как по «заказу»
Когда в начале года в Дзержинске поднялась волна негодования против «нормативных» платежей за отопление из-за неисправных счетчиков (по отдельным домам доплата составила по 7-10 тыс. руб. с квартиры), мы записали интервью с директором Нижегородского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Александром Бобровым. Он посоветовал на будущее внимательно следить за дополнительной информацией об ОПУ теплоэнергии и ГВС в платежках от ЕРКЦ. Если рядом с показаниями коллективного прибора учета г/ккал (табличка внизу) появилась цифра два – он вышел из строя. Внимательные горожане после этого стали звонить в редакцию «ДВ» и задавать вопросы по этому поводу по своим адресам, а мы – интересоваться подробностями в ресурсоснабжающей организации.
В начале апреля жильцы одного из домов заметили злополучную «двойку» в платежках и поняли, что счетчик тепла у них не работает. Опасаясь переплаты в следующем году, обратились в ПАО «Т Плюс» с вопросами и просьбой отремонтировать счетчик как можно быстрее.
Ресурсники ответили, что оборудование вышло из строя 8 марта. Предварительная причина – «из-за прохождения высокочастотного тока сгорели расходомеры (что, вероятнее всего, вызвано проведением сварочных работ). Точная причина неисправности, как и стоимость проведения ремонтных работ, будут определены после отправки неисправных блоков в сервисный центр». «Ремонт ОПУ будет выполнен до начала отопительного периода 2018-2019 года», – уведомили также в ПАО «Т Плюс».
Жители остались в недоумении: УК «Управдом», конечно, проводила сварку в их подвале в начале марта, но уж точно – не в Международный женский день.
И хорошо, если отопление осенью включат в конце сентября, а не в октябре, потому как по закону показания счетчиков теплоэнергии принимаются в учет, только если прибор проработал «не менее 3-х месяцев отопительного сезона» (Постановление правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг…» № 354). То есть чтобы плата за услугу по итогам 2018 года по указанному адресу не была начислена по нормативу, суммы по которому, как правило, выше, чем по реальным затратам энергии, ОПУ должен проработать полные октябрь, ноябрь и декабрь. Ведь весенний период уже не подлежит расчетам: прибор, как назло, сломался в марте, не проработав трех полных месяцев подряд.
К слову, на запрос «ДВ» в ПАО «Т Плюс» сообщили, что подобная ситуация сложилась еще в пяти домах Дзержинска.
Тоже сварка?
О причинах поломок счетчиков тепла в том же ответе на журналистский запрос сказано коротко: «выход из строя элементов электронной схемы». Из-за чего именно они ломаются – не уточняется. Также на наш вопрос, почему подобных случаев и, соответственно, скандалов с доплатами и переплатами не бывает в связи с поломками ОПУ холодного водоснабжения и электричества, говорится, что эти счетчики «также могут выходить из строя по этим причинам, как и любые электронные приборы». По каким «этим» причинам, если названа одна?.. И почему-то, если даже другие счетчики тоже ломаются, жители домов об этом ничего не знают – не платят отдельно ни за эксплуатацию, ни за поверки, ни за ремонт.
Когда люди забили тревогу по поводу поломки ОПУ теплоэнергии еще в одном доме – № 47А по пр. Циолковского, ресурсники им сообщили, что счетчик признан неисправным «вследствие отсутствия результатов измерения расхода теплоносителя в трубопроводах системы отопления МКД», о чем составили и прислали акт от 29 марта 2018 г. Устранить неисправность, сказано в том же акте, предполагалось до 25 мая. К письму приложена копия обращения к директору УК «Управдом» Александру Борисову: «По состоянию на 23.03.2018 г. не приняты к учету (непригодны для коммерческих расчетов) показания 12-ти ОПУ теплоэнергии по причине неисправности или превышения нормированных пределов погрешности показаний приборов учета, а именно разности расходов теплоносителя». Руководителя жилищной конторы в связи с этим попросили провести обследование подвалов «с целью выявления и устранения утечек теплоносителя из трубопроводов внутридомовой системы отопления, а также принять меры по недопущению отключения электрического питания ОПУ». Здесь же авторы напомнили, что отсутствие показаний общедомовых счетчиков отопления препятствует проведению корректировки платы за услугу по итогам года.
Когда и сколько?
Мы спросили тепловиков, в какие сроки, в среднем, устраняются неисправности общедомовых счетчиков тепловой энергии и сколько это примерно стоит. По срокам, оказалось, оборудование чинят «обычно до месяца (с учетом ремонта в Специальном сервисном центре в Москве и транспортировки)». Цена зависит от неисправностей. «В одних случаях требуется только замена деталей, а в других – полная замена функционального блока. Практика показывает, что стоимость ремонта одного прибора учета может составлять от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей», – ответили на наш запрос в ПАО «Т Плюс». Радует одно: в Дзержинске пока не было случаев, чтобы ОПУ теплоэнергии сломался и не подлежал ремонту вовсе. Ведь в этом случае, скорее всего, собственников помещений в доме поставят перед фактом, что пора раскошеливаться на новый счетчик, стоимость которого в Дзержинске в период массового принудительного оприборивания в 2014 году составляла по нескольку сотен тысяч рублей по каждому адресу. На данный момент оказалось, что в нашем городе есть только один дом, где счетчик не подлежит восстановлению – он был уничтожен пожаром. «Собственники помещений в таком МКД должны установить новый прибор учета», – сделали несенсационное заявление в ответе на запрос тепловики.
Есть и сенсация!
Люди, которые постоянно и ощутимо тратятся на счетчики тепла в своих домах: платят за установку, поверку, обслуживание, ремонт, корректировку, вынуждены из двух зол выбирать меньшее. Или ремонтировать прибор учета – столько, сколько укажут в квитанциях, или переплатить колоссальные деньги по итогам года с учетом платы за тепло по нормативу (как будто и не брали с них за дорогостоящий счетчик). Отсюда и смятение при поломке ОПУ: а вдруг не отремонтируют, а вдруг сломается опять, лучше заплатить за ремонт, чем целый год потом «жить» по нормативу.
А ведь по закону собственников вообще не должно волновать состояние коллективных тепломеров, так же как общих счетчиков холодной воды и электричества, о чем говорилось выше. Все ОПУ являются общедомовым имуществом, которое должны обслуживать управляющие компании на деньги по статье «содержание жилья»: и эксплуатировать, и поверять, и ремонтировать.
Не случайно тепловики все в том же ответе на запрос «ДВ», рассказывая о подробностях ремонта счетчиков в собственном «исполнении», вдруг пишут, что в первую очередь жителям следует добиваться ремонта от УК, «которые отвечают перед собственниками за содержание и ремонт общего имущества в МКД».
Скажем больше: в Дзержинске уже есть прецеденты судебных разбирательств, по которым УК так или иначе указали на необходимость обслуживать общедомовые счетчики теплоэнергии по тарифу на «содержание жилья».
Или услуга, или перерасчет
15 мая этого года Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявления УК «Управдом», которая просила признать недействительным предписание ГЖИ. В саму инспекцию ранее обратились жители дома № 21В по пр. Циолковского и указали, что расходы на эксплуатацию всех общих счетчиков заложены в тариф на содержание жилья, так как эта услуга является обязательной и входит в «Минимальный перечень услуг…» по обслуживанию дома (Постановление правительства РФ № 290, п. 18). Сотрудники ГЖИ провели проверку и выяснили, что услугу жилищники собственникам действительно не оказывают, а потому выдали предписание устранить нарушение – сформировать плату за содержание жилья в доме с учетом неполного перечня услуг.
Исследуя обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что жители дома по адресу: пр. Циолковского, 21В платят за эксплуатацию счетчика дважды: в составе строки «содержание жилья» «Управдому» и отдельной строкой – тепловикам. При этом все доводы «Управдома» о том, что услуга не прописана в договоре управления МКД, ее стоимость не заложена в тариф, а собственники помещений в доме не принимали решения по обслуживанию ОПУ именно управляющей организацией и увеличению тарифа с учетом этих работ, судом признаны необоснованными.
В решении говорится: «Выявив в ходе проверки, что управляющей организацией с июня 2015 года не обслуживается ОПУ теплоэнергии, а плата за содержание жилого помещения взимается УК ежемесячно в полном объеме, инспекцией правомерно выдано предписание привести размер платы за содержание жилого помещения в названном МКД в соответствие с действующим законодательством РФ с 01.06.2015 г. до полного устранения нарушения, а также произвести соответствующий перерасчет с 01.06.2015 г. до полного устранения».
Адреса сломанных счетчиков тепла и ГВС
на 18.04.2018 г.
№ п/п | Адрес | ОПУ теплоэнергии | ОПУ гор. воды |
1 | ул. Ватутина, 36 | + | – |
2 | ул. Гайдара, 22 | + | – |
3 | ул. Октябрьская, 34, 72А | + | – |
4 | ул. Терешковой, 22, 52 | + | – |
5 | ул. Урицкого, 4, 10А | + | – |
6 | пр. Циолковского, 21А, 47 | + | – |
7 | пр. Циолковского, 33Б, 47А | + | + |
8 | ул. Гайдара, 73Б, 74 | – | + |
9 | ул. Октябрьская, 58А | – | + |
10 | ул. Пирогова, 35В | – | + |
11 | ул. Пожарского, 26 | – | + |
12 | ул. Самохвалова, 15 | – | + |
13 | ул. Терешковой, 30, 44, 46, 48, 56, 58 | – | + |
14 | Пр. Циолковского, 33, 37, 37В, 39Б, 41Б, 45, 45А, 49В | – | + |
Надо ли говорить, что подобная ситуация сложилась во всех домах со счетчиками теплоэнергии, включая те, где они сломались в 2018 году. Обслуживать тепломеры, а значит и ремонтировать должны УК в рамках действующего тарифа на содержание жилья либо сделать перерасчет и вернуть деньги за недопоставленную услугу.
Скорее всего, ни того, ни другого жилищники добровольно не сделают. Это как с уборщицей: если УК решат обслуживать счетчики, то прежде всего рассчитают отдельную плату за услугу. А потому требовать выполнения ремонта сломанных ОПУ теплоэнергии следует через ГЖИ и именно от УК. Не согласятся – в суд за перерасчетом платы на содержание жилья. Денег, напрасно уплаченных за неоказание обязательной услуги за три года, возможно, как раз хватит, чтобы рассчитаться за ремонт счетчика с ресурсниками.
Елена Родионова