ДУК против собственников: эпизод первый. Плати да помалкивай!


Юрий Чежидов 

Противостояние жителей городских многоэтажек и коммерческих компаний, которым они «доверили» в управление свое жилье, набирает все бОльшие обороты. Как ни парадоксально, но исполнители жилищно-коммунальных услуг давно взяли верх над заказчиками, жестко диктуя последним собственные правила взаимоотношений. Не знаю, как в России в целом, а у нас в Дзержинске получается, что заказчики, то есть собственники жилья, бегают за подрядчиком, а не наоборот. 


Мы начинаем сериал


«Плати да помалкивай!» – с таким девизом и отношением к собственникам помещений в домах шагает по жизни наша несгибаемая обслуга жилфонда. Те редкие горожане, что осмеливаются проявлять интерес к расходам «управлялок», сиюминутно объявляются врагами народа. Поиск происхождения тех или иных цифр в квитанциях, в отчетах УК, да и вообще сама попытка начать диалог с жилищниками могут обернуться потерей здоровья. Никто вам, дорогие дзержинцы, не вернет миллионы нервных клеток, потерянных в бесконечной переписке и хождениях по кабинетам домоуправляющих компаний.
 
Если не верите, то можете спросить об этом жителей дома № 13 по улице Галкина, которые вот уже три с половиной года добиваются от «Дзержинской управляющей компании» (ООО «ДУК») элементарного – финансовых отчетов по основной жилищной статье «Содержание жилого помещения», а также обоснования цен по работам и услугам в рамках этого сбора. Но все тщетно! С 2015 года совет дома во главе с Юрием Чежидовым все равно что головой бьется о стену, пытаясь раскрыть расчеты ДУК. Активисты настолько тщательно разворошили шитую белыми нитками арифметику одного из самых крупных игроков на рынке городского ЖКХ, что уже давно получили для себя ответ на вопрос, почему жилищники скрывают от народа свои цифры. Неужели воруют?! 
 
Та самая брусчатка, на которую ДУКовцам якобы понадобилось 1200 кг плиточного клея
 
О доме № 13 на Галкина по городу уже давно слагают легенды – здесь живет дотошный народ. Ему удалось заставить свою УК серьезно вложиться в ремонт дома и благоустройство придомовой территории. Мало кто знает, что все это происходило с «боем и дракой». Коммунальщики, как вы догадываетесь, просто так не привыкли отдавать собранные деньги. Процесс по наведению порядка возглавил человек, душой болеющий за Россию и Дзержинск – Юрий Чежидов. Он же проявил инициативу по созданию совета МКД. Что подвигло к сплочению соседей для общего дела – контролировать УК, следить за тем, насколько она добросовестно соблюдает договорные обязательства? Просто неравнодушному человеку было трудно мириться с безалаберностью ЖЭКов и МУПов, на смену которым пришла частная ДУК. 

Юрий Чежидов сорок лет отдал работе в системе госпожохраны, четверть века занимал здесь руководящие должности, сначала в качестве замначальника пожарной части завода-гиганта «Оргстекло», а затем – главы ПЧ № 11 на улице Урицкого, которая отвечала за безопасность всего города. Тринадцать лет Чежидов возглавлял 11-ю ПЧ, а это рекорд нахождения на этой руководящей позиции, о которой в профессиональных кругах всегда отзывались как о «расстрельной». Стоит заметить, что из всего этого срока только первый год работы Чежидова главная ПЧ города не занимала первых мест в ежегодном смотре подразделений дзержинского гарнизона пожарной охраны. А уже с 1998 года и до конца службы этого руководителя личный состав ПЧ  № 11 никому не уступал первенства как в дзержинском гарнизоне, так и в областном конкурсе профессиональных соревнований.

На таких постах нужны не просто администраторы, отвечающие за подготовку личного состава, но и крепкие хозяйственники, на чьи плечи ложится содержание и ремонт подвижного состава и недвижимости. Как при Чежидове преображалась пожарная часть на Урицкого, было, наверное, заметно многим дзержинцам. В головном здании провели реконструкцию рабочих кабинетов, вспомогательных помещений, системы отопления и ГВС, включая возведение теплопункта, снаружи облагородили фасад, заасфальтировали всю территорию, привели в порядок учебную башню, построили спортивную площадку, а по периметру вместо сетки появилось бетонное ограждение. Короче говоря, с поставленными областным руководством задачами по созданию благоприятных бытовых условий для круглогодичной службы пожарных, улучшению учебной, спортивной подготовки и через это повышению качества боеготовности подразделения Юрий Чежидов и его команда в целом справились успешно.

Понятно, что и в доме на Галкина, 13 этот человек решил строго следить за хозяйством, думая о развитии дома. 

А что же здесь? Сколь-нибудь существенных работ в доме не делали со времени его постройки в 1983 году. Любой мелкий ремонт проводился только по заявительному характеру, и то – после разборок с ЖЭКом. В какую трубу улетали поступления жителей дома за жилищные услуги, одному богу известно.
 
Учитывая, что МКД по адресу: Галкина, 13 – одна из самых крупных высоток города: девять этажей и десять подъездов, где 347 квартир – годовые сборы ДУК по основной жилищной статье составляют 4,5 млн рублей. Этот «пьяный» дом в шестом микрорайоне – просто золотая жила для коммунальщиков, известный принцип работы которых – оставить в своем кармане как можно больше средств собственников. 

Первая ласточка обмана 


Однажды, после создания совета дома, Юрию Чежидову попал в руки отчет управляющей компании о выполненных работах по текущему ремонту за период с 1 января по 31 декабря 2014 года. И есть в нем одна удивительная строчка под названием «устройство мягкой кровли», на которую коммунальщики списали 120166,33 руб.

Этой суммы, по отчету, им хватило на обустройство 713 кв. м, что равнозначно площади почти всей крыши дома. Если поделить итоговую сумму на общую площадь, то получится невообразимая цифра стоимости одного квадратного метра укладки мягкой кровли – 168,5 руб. Жителям дома впору бы радоваться, что в их УК столь бюджетные ремонты. Однако в данном случае и на уровне арифметики первого класса становится ясно, что коммунальщики, вероятно, занимаются «очковтирательством». Это правда смешные деньги, чтобы снять старое покрытие и постелить новое, задействовав бригаду кровельщиков, купив массу стройматериалов, как основных, так и вспомогательных, например, строительные смеси для стяжки. Больше похоже на то, что коммунальщики, скорее всего, просто сгенерировали эти расходы случайным образом, чтобы списать деньги.
 
«Дом образцового содержания!» - такая вывеска украшала бы дом № 13 по ул. Галкина, если бы в стране сохранились «соцсоревнования»
 
Но кто на Галкина, 13 помнит, что в 2014 году ремонтировали кровлю? Такое событие наверняка бы оставило яркий след в жизни собственников дома. 
В общем, получается, что, выпуская такого рода отчеты, коммунальщики даже и соврать-то грамотно не смогли. Поэтому неудивительно, что граждане после выхода очередных изменений в Жилищный кодекс РФ ухватились за идею создания советов МКД, решили контролировать расходы собственных средств самостоятельно. 

К реализации идеи приступили в сентябре 2014 года. Нововведение активно курировал депутат Гордумы прошлого созыва Сергей Алмаев. Состоялось 14 собраний, на которых выбрали старших по подъезду, председателя совета и его замов. На последнем собрании окончательно закрепили процедуру создания совета, целиком и полностью соблюдая требования Жилищного кодекса. 

В середине февраля 2015 года собственники направили протокол о создании совета в свою УК в надежде на дальнейшее плодотворное сотрудничество. «На первое очное собрание к нам пришли всего 56 человек, из-за чего мы не набрали кворума, – вспоминает Юрий Чежидов. – Но в других домах не получалось собрать вместе даже и такого количества собственников. Поэтому в сентябре 2014 года я обрадовался тому, что мы смогли как-то заинтересовать людей, чтобы, наконец, начать управлять своим домом, огромным и платежеспособным». 

Нарисуют что хочешь


Первое же взаимодействие с ДУК совета МКД увенчалось скандалом. В 2015 году самые активные собственники дома настояли на обустройстве входных групп его подъездов. Жители договорились с коммунальщиками, что те выложат брусчатку при входах во все десять подъездов. Совет дома сам договорился с поставщиком стройматериалов, а ДУК прислала работников – пару «гастарбайтеров», которых приходилось постоянно контролировать, чтобы работа у них не пошла вкривь да вкось. ДУК, как заказчик, можно сказать, пустила работу на самотек, не участвуя даже в приемке материалов.
 
Акты выполненных работ совет дома подписывать не стал, потому что УК явно завысила в документах объемы расходов стройматериалов. Так, например, одного плиточного клея у коммунальщиков ушло 1200 кг. Жители посчитали, что на 32 ступеньки за глаза хватило бы и 280 кг. После уличения в приписках ДУКовцы переделали документы, скостив на несколько сотен кг расход сухой смеси. «Всевозможные приписки и увеличение объемов – вот их бизнес!» – уверен Юрий Чежидов. 

Когда ДУК поймали за руку, доверия к ней у жителей заметно поубавилось. В дальнейшем «поимка» махинаторов из ДУК на разных противоправных схемах стала одним из основных направлений в деятельности совета дома.

Так, например, в УК постоянно манипулировали с общими площадями всех помещений МКД. 

В вышеупомянутом отчете за 2014 год ДУК указала площадь, равную 21767 кв. м, в декабре 2016 года было уже 21940 кв. м. Сделав запрос в ГЖИ, совет дома увидел, что реальная площадь домовых помещений, подтвержденная техпаспортом, составляет 20869 кв. м. Подобные «ошибки» в сторону завышения площади дома, как известно, выливаются в десятки и сотни тысяч рублей, необоснованно полученных от собственников помещений в доме.
 
Не надо забывать, что эти показания участвуют в начислении платежей на содержание общего имущества (СОИ). Кстати, совету дома удалось раскрыть аферу ДУК и с завышением начислений по электроэнергии на СОИ. Так, с января 2017 года при начислении платы на СОИ коммунальщики использовали незаконный норматив 2,75, завышенный на 300% из-за необоснованно приплюсованной площади подвала в 3,5 тыс. кв. м к уборочной площади подъездов в 2,5 тыс. кв. м. В результате таких манипуляций с января 2017 года на Галкина, 13 стали платить за общедомовую электроэнергию вместо 60 – 63-х целых 185 рублей. Совет дома смог остановить столь бесцеремонные поборы. Как будто бы в ДУК не знали, что на Галкина, 13 электроснабжение в подвале и на чердаке не заложено в проекте дома. Юрий Чежидов направил заявление в ГЖИ, которая затем через Арбитражный суд отменила необоснованные начисления. 

В итоге ДУК пришлось возвращать каждой квартире по 100 рублей ежемесячно. 

Еще один важный для нас эпизод – вакханалия ДУК с мусорными тарифами. До июня 2017 года на жилфонде ДУК вывоз ТБО осуществляла компания «Ремондис». Горожане засомневались в обоснованности мусорного тарифа – 3,15 руб. с кв. м в месяц. Обращения в прокуратуру и ГЖИ показали, что тариф завышен на 48 копеек за счет двойного начисления налога на добавленную стоимость (НДС). Так у ДУК буквально из воздуха появилась незаконная маржа. Коммунальщики свою вину признали, а жители на Галкина, 13 получили перерасчет начислений по вывозу мусора. Например, жильцам стандартной «трешки» в 60 кв. м коммунальщики вернули 780 руб., это переплата за 26 месяцев.

Казалось бы, коммунальщиков поймали за руку, что должно было стать им хорошим уроком, чтобы не повторять манипуляций с тарифами. Но недолго музыка играла. История повторилась уже с новой мусоровывозящей компанией «Нижэкология-НН», с которой ДУК стала работать после вытеснения со своего жилфонда «Ремондиса». Жители домов наивно полагали, что сейчас им установят тариф на вывоз мусора в 2,67 руб. с кв. м. Вместо этого, словно ведро холодной воды на голову, они получили еще больший мусорный тариф, в 3,47 руб. Жители обратились в антимонопольную службу, которая, как и ожидалось, выявила двойной НДС. А ГЖИ выдала УК предписание со сроком исполнения до 20 июня текущего года, которое до сих пор не исполнено. ДУК сопротивляется, защищаясь в Арбитражном суде. Усилия эти, видимо, связаны с тем, чтобы как можно дольше затянуть выплату компенсации на своем жилфонде. Одному только дому по адресу: Галкина, 13 ДУК должна будет вернуть 100 тыс. рублей. 

Полиция ДУК бережет


Что ни день, то ДУК придумывала все новые уловки, чтобы увеличить платежи на ровном, как говорится, месте. Летом 2016 года коммунальщики особенно «разгулялись». С июня, чтобы получение счетов пришлось на период отпусков и садово-огородного сезона, ДУК, вопреки воле собственников, подняла плату за текущий ремонт с 16,21 до 18,10 руб. за кв. м. Кстати, «ДВ» детально рассказывало об этой циничной истории, в которой коммунальщики не послушали ни совет дома, ни собственников. 

А директор по экономике и финансам Светлана Воробьева ничтоже сумняшеся вещала нам, что повышение тарифа предусмотрено действующим договором управления. Однако правда оказалась на стороне жителей. Совету дома через Арбитражный суд удалось отыграть повышение основного жилищного тарифа. За 5 месяцев 2017 года ДУК вернула разницу в 1,89 руб. всем жителям дома. Например, для типичной «трешки» перерасчет вылился в 580 руб. Правда, разницу в тарифе за 7 месяцев 2016 года ДУК до сих пор не возвращает, хотя и эти деньги подлежат возврату по решению суда. Самое удивительное, что все финансовые аферы сходят с рук руководству ООО «ДУК». Например, по поводу взимания двойного НДС за вывоз мусора над руководством ДУКовского брата-близнеца – группы компаний «Управдом» – нависла угроза уголовного преследования, а саму ДУК эти злые ветра обошли стороной. 

И непонятно, почему правоохранители сидят сложа руки, мирно наблюдая за всеми проказами коммунальщиков. Более того, защитники интересов общества и государства не хотят реагировать на заявления граждан. Заметим, что Юрий Чежидов обращался в Дзержинское УВД по поводу противозаконного увеличения жилищного тарифа с 16 до 18 рублей. Но УВД ответило отказом в возбуждении уголовного дела в отношении директора ООО «ДУК» Олега Богданова, сославшись на то, что по предписанию ГЖИ ДУК уже сделала перерасчет, загладив свою вину перед собственниками. Нет состава преступления, и все тут! Удивительное все-таки дело, что противозаконный отъем денег у населения не подпадает ни под одну статью Уголовного кодекса. Дорогие коммунальщики, накручивайте жилищные тарифы, кладите деньги на депозиты, чтобы получить с них доходы, а потом, если жители заметят, то можете и возвратить назад, за минусом полученной маржи, разумеется. Как будто бы зеленый свет этому и дает начальник Дзержинского УВД Владимир Чумазин, утверждая отказные постановления своего ОБЭП. К слову, полиция не «возбудилась» и на заявление совета МКД по незаконному появлению новой ДУК в доме. Как известно, до 2015 года высотками в микрорайонах рулили пять ДУК, которые затем объединились в одну с одним и тем же директором – господином Богдановым. Смена УК проходила через общие собрания собственников, где во многих случаях их по факту не было. Вот на Галкина, 13, как показал Юрий Чежидов в полиции, никакого собрания собственников по выбору ООО «ДУК» в качестве УК не проходило. Соответственно и договор № 6/2 от 31 декабря 2014 года, на который ссылалась госпожа Воробьева при повышении тарифа с 16 до 
18 рублей, нелегитимен. И как же этот факт отработал дзержинский ОБЭП? Полицейские прошли по 9 квартирам, жители которых подтвердили свои подписи по выбору ДУК. В доме, напоминаем, 347 квартир. Всем же известно, что у коммунальщиков в любом доме свои люди, которых наверняка и «подкинули» полицейским, чтобы замять дело. Вероятно, наши доблестные стражи порядка сошлются на выборочную проверку. Впрочем, это тема уже отдельного разговора, которую мы обязательно продолжим раскрывать в будущих номерах, как и многие другие безобразия ДУК на Галкина, 13. Кстати, если у вас, уважаемые дзержинцы, наработана своя «занимательная» практика общения с ДУК, то просьба поделиться ею со всеми нашими читателями.
 
Продолжение следует…

Вадим Щуренков