На первый взгляд необычная, а может быть, и вполне обыденная в сегодняшних условиях история приключилась на днях с постоянным читателем «ДВ» – пенсионером Сергеем Юрьевичем С*. Полгода назад он купил небольшой участок земли в поселке Решетиха и сразу же занялся подготовкой к его благоустройству. Первым делом решил провести освещение. Сейчас к пуску электричества все готово, но вот беда – несколько дней наш герой бился, чтобы передать документы для согласования схемы подключения коммунального ресурса. Офис сетевиков закрыт в связи с карантином, а дистанционные способы предполагают ну просто уникальные способности владения компьютерной грамотностью, которыми простой пожилой человек, как, например, С*, чаще всего не обладает.
Что нам стоит ЛЭП построить
Каков точный порядок действий коммунальщиков и потребителей их услуг, когда последние хотят провести электричество на свой земельный участок, мы подробно не разбирались. Вроде бы выглядит все так: человек, обзаведясь новой, ранее неосвещенной недвижимостью, подает заявку специалистам, заключает с ними договор на предоставление услуг и оплачивает подключение. Энергетики прокладывают сеть от своих опор до границ участка собственника, а он дальше монтирует проводку, розетки, выключатели, ставит счетчик у себя. Все – строго по техническим условиям и расчетной схеме. Когда это сделано, нужно окончательно согласовать детали «сделки» и – да будет свет!
Сергей Юрьевич в феврале, как видно из представленных документов, заключил договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с ПАО «МРСК Центра и Приволжья», получил техусловия (ТУ) для присоединения к ним и расчетную схему ТУ. На следующий день за «технологическое присоединение» пенсионер заплатил 550 рублей. К слову, в договоре есть строка, что «срок мероприятий по техническому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора».
Дело за малым
Со своей стороны, уверяет С*, он сделал все для проведения электричества и надеялся, что с начала лета будет вовсю пользоваться этим коммунальным благом и платить поставщику услуги за использованные кВт/ч. Однако только 20 июля, спустя почти 5,5 месяцев после подписания договора, мужчина получил письмо «О готовности к подключению энергопринимающих устройств». В нем говорится, что сетевая компания в соответствии с условиями договора готова произвести подключение объекта к электросетям. Но для этого собственнику необходимо направить в адрес ресурсной организации уведомление о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями по февральскому договору, и готовности энергопринимающих устройств к приему напряжения.
Отправить документы – вот главная задача
В течение нескольких дней Сергей Юрьевич, узнав, что офис обслуживания клиентов не работает из-за коронавируса, пытался дозвониться до сетевиков, но не смог. С его слов, на другом конце телефон либо молчал, либо был постоянно занят. Он даже «дежурил» у закрытых дверей конторы энергетиков в дневное время и по окончании рабочего дня: вдруг все же там кто-то есть, и, выйдя на обед или домой с работы, сотрудник любезно примет его документы. Но двери не открывались ни утром, ни днем, ни вечером. Почти в отчаянном положении пожилой человек попросил журналистов помочь ему пробиться к «осветителям» и передать «два злополучных листочка», чтобы свет на его участке появился хотя бы спустя полгода после оплаты этой услуги и всех договоренностей с энергетиками.
Мы поначалу хотели отмахнуться от визитера, не журналистское это дело – документы передавать на подключение света. Но все же, выполнив вместе с С* несколько безрезультатных манипуляций по дистанционной доставке его расчетной схемы по ТУ, заинтересовались, можно ли вообще это осуществить в период пандемии и как.
Все телефоны дзержинского офиса, указанные на сайте компании МРСК, действительно, либо постоянно заняты, либо недоступны. По одному из номеров, правда, в итоге попадаем на общую горячую линию и дозваниваемся до оператора то ли в Нижнем Новгороде, то ли в Москве. Девушка внимательно выслушивает рассказ о проблеме, записывает все данные и обещает передать в дзержинское отделение, откуда с С* должны связаться. Попутно (и это самое простое) отправляем документы пенсионера по трем электронным адресам, также указанным на сайте, – двум нижегородским и одной – «дистанционного» сотрудника в нашем городе. И по телефону, и в ответ на электронные послания в первые дни после отправки – тишина.
Пытаемся отправить обращение с помощью сервиса «обратная связь» на сайте ПАО. Однако при отправлении все заполненные данные сбрасываются. И это не случайность – так происходит несколько раз. Зарегистрироваться в «личном кабинете» также не удается. Программа запрашивает то СНИЛС регистрируемого, то ИНН.
В итоге «угодить» ей полностью для нас оказывается невозможным: даже когда заполнены все строки, появляется сообщение, что для регистрации не хватает данных. Снова звоним на горячую линию, объясняем ситуацию. Оператор утверждает, что все о С* записано и передано в Дзержинск, правда, при сверке выясняется, что номер телефона абонента не тот. Зато на этот раз нас соединяют с местным подразделением. Проблемы заявителя с отправкой документов по «электронке» и невозможность регистрации на сайте, как нам показалось, сотрудников не удивили. Сергею Юрьевичу посоветовали попробовать зарегистрироваться на альтернативной платформе – «Портал ТП РФ» или направить документы по обычной почте.
«А говорили, не справитесь»
Регистрация на «портале» для обращения в «Россети» – тот еще бег с препятствиями. Там нужно последовательно – в три этапа – зарегистрировать персональные данные, включая адрес и строчки из паспорта, по специальной схеме и каждый раз подтверждать процедуры паролем из электронной почты и с телефона. Когда казалось, что до окончания рукой подать, сервис затребовал скан паспорта. Каким образом даже подкованный в общении с компьютером пенсионер должен быстро отсканировать и прикрепить фото своего главного документа, загадка.
У нас сложилось впечатление, что и здесь все сделано для того, чтобы человек не смог обратиться к сетевикам. Но мы все-таки смогли – в редакции есть принтер для сканирования документов.
И обращение С* было отправлено. Для этого, правда, пришлось составлять два письма, дело в том, что в каждом из них можно приложить лишь один документ, а у С* – их два минимум: расчетная схема и ее согласование, которое и требуется подписать для подачи электричества на участок в случае одобрения.
На следующий день сервис выдал информацию, что обращения закрыты. Что это значит, лично нам было непонятно. Может, из-за неверного оформления заявления «выкинули» из системы?.. Пока Сергей Юрьевич отправлял пачку документов заказным письмом через Почту России (+300 рублей), мы задали вопрос специалистам на портале, что означает статус «Обращение закрыто». На этот раз ответили быстро: значит, письмо направлено по назначению.
Одновременно нам посоветовали читать комментарии, мол, там все объясняется и можно было не задавать лишних вопросов. Открываем ответ, ищем комментарий. Действительно, в одной из строчек бледным шрифтом текст: «Добрый день! Ваше обращение напр…». И как это мы не заметили и не поняли, что все в порядке?!
В этот же день пенсионеру, как рассказал он сам, перезвонили энергетики и сообщили, что все документы получены. «Девушка удивилась: ну вот, а говорили, что не справитесь с регистрацией. Я ей в ответ: справился только потому, что помогли. Мне кажется, она сама не верила, что мне это удастся».
Быть может, теперь заветное освещение на участке мужчины все-таки появится. А мы в свою очередь предлагаем землякам делиться своими историями, как при закрытом офисе клиентской службы они решают проблемы со светом. Неужели всем услуги достаются невероятными усилиями? Или нам с С* просто не повезло?
Елена Миронова
P.S. Когда эта статья была готова к публикации, на электронную почту автора (а именно с нее и отправлялись все обращения по поводу документов С*) пришло письмо от «дистанционного» сотрудника в Дзержинске. В нем говорится: «В связи с отсутствием очного обслуживания, сотрудники пунк-та по работе с потребителями ПО «Дзержинские электрические сети» связались с Вами и предоставили необходимую консультацию по заполнению и направлению обращения через официальный сайт портал ТП РФ». Все бы ничего, да поскольку сотрудники «ДВ» стали живейшими участниками этой истории, нам точно известно, что пытались дозвониться в «ДЭС» мы сами, с редакционного номера, а пенсионеру никто не звонил, пока журналисты же не отправили обращения от его имени на портале ТП. И никаких консультаций по заполнению и направлению обращения на этом сервисе тоже не было, нам лишь сказали об его существовании. Тем не менее Сергею Юрьевичу пообещали, что до 6 августа «проектная документация будет согласована и направлена в адрес заявителя».