За лавочки и урны
С сентября сотрудники ООО «ДУК» выполняют очень и очень благое дело: они приглашают жителей домов во дворы и обсуждают с ними перечень работ по улучшению общедомового имущества на три ближайших года: с 2022-го по 2024-й. Эти встречи хороши еще и тем, что общаются с горожанами сами директора компании — Олег Богданов и Галина Денисова, то есть во время таких переговоров можно задать любые вопросы и даже покритиковать действия жилищников, если они чем-то не устраивают, на самом высоком уровне. В домах «Управдом-Центра», например, жители постоянно жалуются, что не могут попасть на прием к директору. В ДУК же директор, повторимся, сам приходит на дом к дзержинцам, что очень даже похвально.
В сентябре-октябре по нашим подсчетам было проведено 14 встреч во дворах, на которые ДУК пригласила жильцов в общей сложности 45-ти своих домов. В соцсетях управляющая компания подвела итоги таких переговоров и сообщила, что после очных встреч за утвержденную программу нужно проголосовать письменно. «Итоговые голосования передаются в планово-технический отдел для учета в производственной программе на 2022-2024 годы», – говорится в тексте.
После такой очной части собрания во дворе дома №39 по ул. Патоличева 30 сентября, на прошлой неделе сборщицы подписей пошли по квартирам этого дома, прося расписаться за производственную программу.
Вот так выглядит «Решение собственника», которое сфотографировали жители МКД.
Данные не заполнены
А это — журнал подписей за получение листка голосования в руках у специалиста УК. Жильцам каждой квартиры предлагают просто подписать оба документа. Заметьте, они не заполнены — ни даты, ни номера собрания, ни председателя, секретаря и членов счетной комиссии. ДУК нужна только оригинальная подпись собственников под благим «соусом» – установить лавочки, забор и двери, а также отремонтировать три из десяти подъездов дома.
Даты не заполнены, информации о собрании нет, подписи жители снова ставят вслепую. Журнал регистрации в руках у сотрудницы УК
«Мы спросили девушку из УК, почему не заполнены документы, что за собрание у нас проходит, она ответила, что все недостающие сведения заполнят позже в самой управляющей организации. Расписаться нужно за договоренности, которые обсуждались на встрече с ДУК по работе в доме и на придомовой территории. Нас такой ответ не устроил, и мы расписываться отказались, хотя многие соседи поставили подписи, видя, что в Решениях действительно значится некий объем работ для нашего дома», – рассказал житель одной из квартир на Патоличева, 39 Сергей К*.
Надежды нет
Встреченные случайно люди из того же дома признались, что подписи у них на днях правда собирали сотрудники ДУК. Поскольку расписаться просили за улучшение условий в доме, все из опрошенных это сделали и не сомневались, что здесь может быть что-то не так. Только одна пенсионерка сообщила, что отказалась визировать документы. Она считает, что первоочередная задача ДУК в доме — сделать так, чтобы горячая вода в нем была всегда и у всех. А сейчас в рабочее время, когда все жители расходятся, бабушке с 9-го этажа, чтобы дождаться хорошо подогретого ресурса, нужно «слить весь дом через свои счетчики». Чтобы принять ванну или помыть посуду, она ждет возвращения соседей с работы, когда те начнут дружно пользоваться ГВС. Поэтому до лавочек и дверей бабуле дела нет, она бы расписалась только за качественную услугу горячего водоснабжения.
О том, что в марте 2021 года на ул. Патоличева, 39 уже проходило собрание с подачи ДУК, и на нем были подняты тарифы для этой УК, увеличивающиеся в дальнейшем ежегодно на уровень инфляции, в доме знают не все. Инициатором собрания была выбрана Надежда М* (сейчас данные об этом на ГИС ЖКХ скрыты, но еще летом номер квартиры и ФИО «инициатора» были в открытом доступе). Сведения массово пропали из перечня «проголосовавших» домов ДУК после скандала в домах №9, 11, 11А по ул. Патоличева, где собственники уличили УК в махинациях с документами общих собраний за повышение тарифа.
Допсоглашение к договору управления на Патоличева, 39 до того, как данные об инициаторе были скрыты
Соседи спрашивали Надежду, знает ли она, что подняла цены для ДУК всем жителям дома, и девушка якобы ответила, что за новый тариф она точно не голосовала и вообще никого в доме не знает, так как переехала сюда не так давно. Нам не удалось застать Надежду дома, чтобы тоже расспросить ее о мартовском собрании.
Жители дома понимают, что с обращением в суд по поводу отмены решения о повышении тарифа они опоздали — с момента проведения общего собрания прошло более полугода. Но не исключают, что будут добиваться этого другими путями.
Собрание не ради собрания?
Почему же вроде бы благое дело — обсудить с собственниками необходимые виды работ в доме — лично нам и некоторым жителям Патоличева, 39 показалось далеко небезобидным. Незаполненные документы — само собой. Но не только это говорит о возможной очередной хитрости ДУК.
Во-первых, Жилищный кодекс обязывает собственников помещений в каждом МКД проводить общие собрания ежегодно. На них, как минимум, жители должны утвердить жилищные тарифы и наметить производственную программу на ближайшее время. Если собрание все равно необходимо проводить ежегодно, зачем утверждать работу УК на три года вперед?
На Патоличева, 39 в Решении, как видим, очень хороший список полезных для дома дел. Но, если учесть, что все это будут делать целых три года, а в доме больше 300 квартир и ежегодная собираемость средств на содержание составляет около 5 млн рублей, то для суммы 15 млн перечень кажется уж очень скромным.
В-третьих, ДУК указывает, что документы общего собрания собственников передаст в свой планово-технический отдел, в то время как по закону для проверки таких документов их необходимо передавать в ГЖИ. Или подписи все же собирают только под видом собрания?
На сомнения здесь наталкивает в том числе и такой факт. В доме №26 по б. Космонавтов — совсем недалеко от Патоличева, 39 – в апреле этого года собственники сами провели общее собрание и на нем утвердили производственную программу на 2021 год. От ДУК жильцы хотели не космических усилий: утеплить фасады несколько квартир, поставить штакетник в палисадники и частично отремонтировать отмостку. Год на исходе, а в УК продолжают переносить сроки исполнения этой производственной программы.
На б. Космонавтов, 26 установки штакетника с трудом добились только у двух подъездов из семи (несмотря на решение общего собрания). Фото жителей
Небольших подвижек со стороны жилищников удается добиваться невероятными усилиями. Сейчас штакетник стоит только у двух из семи подъездов, а фасад дома со стороны всех холодных квартир накануне зимы так и не утеплен. Так что голосование за работы в доме ровным счетом не дает никакой гарантии, что ДУК их выполнит. Зачем тогда самой ДУК тратить столько усилий: встречаться во дворах, оформлять и печатать документы общих собраний, платить сборщицам подписей зарплату?..
Кстати, такие собрания почему-то не касаются домов, где управляющая организация не проводила сбор подписей за повышение тарифа. Представители жилищной компании не интересуются, а нужно ли что-то сделать в них. Не потому ли, что истинные подписи собственников в таких МКД УК не нужны. А зачем тогда необходимы оригиналы подписей там, где тариф через два месяца вырастет?
Позвольте сделать предположение. Не все собственники молча дожидаются роста цен ценой обмана. Многие заявляют об этом в СМИ, подают иски в суд, пишут заявления в полицию и прокуратуру. После депутатского обращения к главе местного УВД с просьбой не отмахиваться от подобных заявлений жителей города, по ряду адресов начались почерковедческие экспертизы при рассмотрении документов за якобы добровольное повышение тарифа на содержание жилья дзержинцами. Такие заключения могут перевернуть ситуацию с замалчиванием подделок за повышение платы УК на драконовские проценты.
Не решила ли ДУК под видом собрания за трехгодичные работы собрать оригиналы подписей жильцов, чтобы приложить их к «тарифному» собранию? И не получится ли так, что Решения за лавочки и правда отправятся только в плановый отдел УК, а вот журнал с настоящими подписями поменяют местами с журналами собраний за повышение цен ДУК, где очень много подделок. Пойдет, к примеру, та же Надежда М* протестовать, что она не подписала протокол за рост тарифов, а ей — новенький список автографов с подписью, поставленной лично. И как докажешь, что расписалась за благоустроенную жизнь в доме, а не улучшение благосостояния жилищников?
Вы скажете, что в листах голосования мартовского собрания все равно останутся подделки, ведь жители и сейчас не расписались бы за повышение тарифа УК. Однако в ГЖИ по запросу собственников Решения каждого из них никому не дают, ссылаясь на закон о персональных данных, а вот журнал выдачи таких «голосовалок» – пожалуйста.
Второй (отдельный) листок Решения за производственную программу с подписью собственника вообще подойдет к любому собранию. Расписываясь в нем, горожане дают добро на что угодно
Еще одна версия “ДВ”: ДУК нужны подписи именно на отдельном листе Решения, которые сейчас УК и собирает в домах своего жилфонда якобы за лавочки и заборы. Подменив второй листочек Решений в документах собраний собственников за повышение тарифа, жилищники страхуют себя на случай полного изъятия документов, связанного с предстоящим ростом цен на содержание жилья. Раскрыть поддельные подписи просто, а вот доказать, что жители МКД против повышения тарифа, если в Решениях стоят их истинные автографы, куда сложнее.
Кстати, когда собственники на Патоличева, 39, с их слов, попросили представительницу УК заполнить документы собрания при них, та категорически отказалась. Вот потому-то они и не исключают, что вместо осенних дат в этих документах в итоге могут появиться весенние и ДУК сейчас собирает подписи вовсе не за ремонт подъездов.
Елена Родионова