Гражданское общество в отдельно взятом городе


На прошлой неделе мэр Дзержинска Виктор Сопин назвал фамилии руководителей новых для городской администрации подразделений: Дмитрий Попков – начальник управления внутренней политики и Игорь Соловьев – начальник информационно-аналитического управления.

Люди эти не очень известные горожанам, но и уж не совсем новички в политики. Дмитрия Попкова я еще помню по работе в газете «Дзержинец» совсем молодым человеком, живо интересующимся политикой. Надо отдать ему должное, в отличие от некоторых своих сверстников, он не тянулся к разного рода партиям власти (их за десятилетие сменилось много), а больше интересовался правым спектром политического движения.

То же самое могу сказать и об Игоре Соловьеве. В свое время его интересовало общественное самоуправление. Судя по всему, сейчас его интересует самоуправление в более широком смысле слова. Он – доцент технического университета.

Во время своей избирательной кампании и после нее Виктор Федорович не раз говорил о своем желании построить в Дзержинске гражданское общество. Строить его, очевидно и призваны новые управления. Кстати, предполагается еще и заместитель мэра по внутренней политики. Но его фамилия, очевидно, будет названа позже.

Создание гражданского общества в отдельно взятом городе это, прямо скажем, проблематично. К сожалению, Россия в целом еще не может похвастаться наличием такового. Напротив, участие граждан в делах государства, подотчетность власти обществу, прозрачность принимаемых наверху решений становятся все менее заметными. Это почувствовал и президент. Свидетельство тому – его довольно резкие высказывания об опасности перерастания стабилизации в стагнацию, бронзовеющей партии власти, вытеснению из политической жизни оппозиции. Дмитрий Медведев даже предпринимает определенные шаги для повышения гражданской активности россиян. Но то ли россияне еще не готовы, то ли президентские инициативы не очень близко к сердцу принимает его ближайшее и более дальнее окружение.

Впрочем, намерение Виктора Сопина можно только приветствовать. А почему бы ни попробовать, если уж не построить гражданское общество, то хотя бы внедрить некоторые важные его элементы. Но для этого нужна сильная политическая воля и мэра, и его соратников.

 В Дзержинске есть определенные демократические традиции: старшее поколение еще помнит многотысячные митинги горожан в конце восьмидесятых, начале девяностых прошлого столетия. Когда-то у нас очень активно действовал клуб избирателей, другие общественные объединения. Политической активности дзержинцев удивлялись даже москвичи. Последние выборы главы администрации показали, что традиции не совсем утрачены.

 В городе по-прежнему немало общественных организаций. Только они разобщены и каждая живет как бы в своей скорлупе. А было время, и не такое уж далекое, когда проходили ежемесячные встречи руководителей общественных организаций, городских отделений политических партий с мэром и другими первыми лицами местного самоуправления. На них обсуждались все интересующие стороны вопросы. При Викторе Портнове о них совсем забыли.  А если новой власти удастся завоевать доверие горожан и привлечь их к сотрудничеству, тогда и многие задачи будут решаться успешнее.

Сложнее с чиновниками. Они давно отвыкли от какой-либо открытости. И это не только их вина. Помнится, как доставалось некоторым работникам администрации, когда они вольно или не вольно раскрывали истинное положение дел в подведомственных им сферах. Руководителям подразделений запрещалось без приказа и цензуры свыше общаться с журналистами. В результате, даже депутаты зачастую случайно и с большим удивлением узнавали о том или ином решении администрации. Что уж говорить о жителях.

 Нельзя не сказать и еще об одном аспекте работы новых управлений: взаимодействие с прессой. В любом гражданском обществе, или считающим себя таковым, именно наличие свободной прессы считается обязательным. Она – и инструмент общественного контроля, и общественный рупор. Но со свободой прессы у нас в России напряженка. Давно прошли те времена, когда Нижний Новгород звали краем непуганых журналистов. Что касается Дзержинска, то именно правление Портнова отличалось наиболее жестким экономическим и идеологическим давлением на прессу. И новой власти, если она мечтает о гражданском обществе, надо в корне менять взаимоотношения со средствами массовой информации. Если, конечно, она хочет видеть себя не в кривом зеркале.

Ольга Цуккер