О роли идеологии, или Куда нас ведут?


Финиш предвыборной гонки не за горами. Пройдет еще несколько дней, и станет ясно, какие политические силы вызвали симпатии населения, а кто оказался в аутсайдерах.

Надо признать факт того, что сегодня партии не блещут разнообразием политических технологий, традиционно предпочитая размещать на улицах города баннеры с многообещающими лозунгами, устанавливать плакаты с «ликами» своих вождей и кандидатов в депутаты, публиковать в СМИ хвалебные материалы. Спору нет, все это необходимо. Однако за хитросплетениями предвыборных ходов не совсем понятно главное: куда нас ведут и какое общество мы строим?

На эти вопросы, в принципе, должна ответить идеология, которой в нынешней предвыборной агитации отводится незначительное место. На первый взгляд, это оправданно, поскольку людей сегодня больше всего волнуют бытовые проблемы, связанные с зарплатой, безработицей, тарифами на услуги ЖКХ, что, казалось бы, никак не связано с идеологическими постулатами. Однако, с другой стороны, именно идеология призвана определять политическое лицо партий, их программные установки, стратегию и тактику, а значит, в конечном счете, деятельность. Более того, не перевелись в нашем обществе люди, ищущие политические идеалы и готовые им служить.

И, на первый взгляд, избирателям нынче есть из чего выбирать, ибо на политическом пространстве города представлен широкий спектр партий.

«Единая Россия», например, заявляет о своей приверженности ценностям российского консерватизма, к числу которых относит любовь к Родине, крепкую семью, здоровый образ жизни, профессионализм, гражданскую солидарность. Правящая партия преподносит консерватизм как идеологию стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций. Благодаря внедрению этой идеологии единороссы рассчитывают освободить страну от застарелых социальных недугов, разрушить преграды на пути инноваций.

Звучит неплохо, но представляется, что без доли лукавства здесь не обошлось. От природы консерватизму присущ скептицизм, ибо он не верит в возможность создания счастливого общества в силу несовершенства человека. По сути, консерватизм создает особый механизм сохранения действующей системы. Это должны понимать те, кто собирается отдать свой голос за «Единую Россию».

Носительницей марксистско-ленинской идеологии называет себя КПРФ. Хотя партия не отказывается от взгляда на революцию как локомотив истории, она выступает за мирный переход к социализму. Последний коммунисты рассматривают в качестве свободного от эксплуатации человека человеком общества, базирующегося на общественной собственности и распределяющего жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. КПРФ смело наделяет это общество такими чертами, как высокая производительность труда и эффективность производства, применение наукоемких и ресурсосберегающих технологий. Однако КПРФ пытается соединить марксизм-ленинизм с основополагающими ценностями российского общества, которыми признает общинность, коллективизм и патриотизм, теснейшую взаимосвязь личности, общества и государства. Представляется, что на практике сделать это весьма затруднительно.

Близкие взгляды высказывает «Справедливая Россия», идеологией которой провозглашается демократический социализм. Справедливороссы видят цель и смысл своей деятельности в социальной справедливости и благополучии граждан. Для этой партии новый социализм заключается в справедливом распределении доходов общества, защите людей от бедности и произвола властей, базовых социальных гарантиях и достойной пенсии, доступной системе образования и здравоохранения.

Что касается ЛДПР, то партия стремится построить парламентскими методами правовое, социально ориентированное государство, руководствуясь при этом такими идеалами, как либерализм, правопорядок, патриотизм. Либеральные демократы особо подчеркивают несовместимость демократизма с монополией на власть одной партии.

В результате, мы видим, что партии наперебой провозглашают приоритетность интересов человека. Остается дождаться того времени, когда их слова наконец-то перейдут в дела. Наступит ли оно?

 

Александр Егоров,
политолог, кандидат

исторических наук