Современное российское общество и власть уже сформировали устойчивые традиции взаимодействия, поколебать которые кажется делом совсем непростым. Но избирательный проект под названием «Общероссийский народный фронт» дает повод поразмышлять о такой возможности, а также оценить шансы господ Медведева и Путина на выборах президента в 2012 году.
Как известно, наша власть тяготеет к «вертикальному строению», укрепление которого способствовало фиксации приоритетности интересов чиновничьего аппарата, становящегося самодостаточным и независимым. Также произошло фактическое упрощение политической системы страны. До недавнего времени она развивалась под флагом безусловного превосходства одной партии при смещении других сил на политическую периферию. В значительной степени тому способствовало появление тандема национальных политических лидеров – популярных, энергичных, способных непосредственно общаться с аудиторией и активно функционирующих в информационном пространстве. Это позволило политической элите занять выгодную позицию за спинами Медведева и Путина, чтобы затем убедить российский социум в своей способности решить насущные проблемы страны без вмешательства гражданского общества.
Население молчаливо согласилось со своим отстранением от участия во власти, носители которой все чаще забывали о потребностях общества, принося их в жертву собственным интересам.
Президент Медведев первым понял опасность развития страны в таком русле, видя, что это порождает слабость межпартийной конкуренции, смыкание партии парламентского большинства – «Единой России» с самой властью, невыраженность партийной идеологии, старение партийных кадров. В этом смысле показательна недавняя встреча главы государства с молодыми политиками, в ходе которой поднималась проблема замедления темпов обновления управленческой элиты в регионах. Однозначной была реакция президента, пригрозившего снимать тех губернаторов, которые не предоставляют молодежи возможности карьерного роста в политической области.
По-видимому, оба российских лидера осознали неизбежность кадровых перемен, способных выступить своего рода локомотивом преобразований, ожидаемых обществом: усложнения системы разнообразных политических и общественных институтов, повышения ответственности управленцев перед гражданами и, как следствие, формирования между властью и обществом принципиально иного, более высокого уровня доверия. Интрига состояла в том, кто же сделает ход первым.
И здесь более опытный политический игрок – Путин оказался сильнее Медведева как тактически, так и, скорее всего, стратегически. Он объявил о создании «Общероссийского народного фронта», провозгласив в качестве его целей укрепление единства страны, построение сильной, демократической, суверенной России с эффективной рыночной экономикой, базирующейся на принципах социального партнерства, свободы предпринимательской инициативы и конкуренции, ответственности работодателей и надежных гарантиях прав трудящихся. Такой перечень впечатляет, хотя бросается в глаза попытка объять необъятное, угодив всем. Что ж, на то и Народный фронт.
К услугам Путина оказались ресурсы правящей партии, которой уготована во фронте роль консолидирующей силы. Судя по развернувшейся подготовительной деятельности, она будет реализована путем создания системы горизонтальных и вертикальных связей партии власти с другими участниками фронта. Видимо, тем самым авторы проекта надеются устранить недостатки, присущие «Единой России» как отдельно взятой партии, в частности, подобрать перспективные, грамотные кадры для будущей работы в Государственной Думе. Стоит также ожидать обновления идеологической базы единороссов, сочетающей в себе принципы модернизации и консерватизма, новаций и традиционных ценностей российского общества.
В складывающейся ситуации политические перспективы нынешнего президента остаются туманными. Ясно, что Д.А. Медведев оказался в незавидном положении запасной фигуры, во многом зависимой от благосклонности Путина и функционеров «Единой России». А если учесть, что лидеры многих общественных организаций потянулись в Народный фронт, то остается открытым вопрос о социальной опоре Медведева в случае его выдвижения на пост президента РФ. В самом деле, КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», при наличии собственных партийных боссов, вряд ли захотят поддерживать Медведева. Тем самым вопрос о национальном лидере будет фактически снят, а проект создания Народного фронта, возможно, трансформируется в программу действий под негласным лозунгом «В.В. Путин – будущий президент России».
А. Егоров