Пока одни россияне борются за будущий урожай на своих дачных участках, другие – загорают на курортах Кипра и Анталии (правда, последних значительно меньше), политики придумывают все новые и новые фокусы, чтобы завоевать народные голоса на будущих выборах в Государственную думу, которые пройдут в декабре.
Взять нашу нынешнюю руководящую и направляющую силу – партию «Единая Россия». Она еще полтора месяца назад призвала всех вступать в общественный народный фронт, который сама же и придумала. Поначалу предполагалось, что на фронт пойдут общественные организации самых различных направлений: от профсоюзов до женских и мужских объединений. Фронтовикам были обещаны депутатские мандаты или возможность побороться за них. Но потом единороссы, очевидно, предположили, что, принимая во фронт только общественные организации, они тем самым ущемляют права неорганизованных граждан. Решено было принимать в ОНФ и отдельных желающих, ежели, конечно, таковые имеются. Еще немного подумали и решили: чего мелочиться, пусть вступают целыми коллективами. Словом, берем и оптом, и в розницу.
Вам это ничего не напоминает? Мне лично – социалистическое соревнование. Там тоже сначала соревновались отдельные передовики производства, потом бригады, смены, цехи и даже заводы. В общем, одно большое соревнование, которое привело сами знаете к чему. Вот и наши главные партийцы решили взять массовостью. Естественно, фронт объявлен народным, стало быть, таким и должен быть. Но в большой толпе и затеряться легко. Потом доказывай, что ты все делал для фронта и для победы.
Вот, например, участие в народном праймериз, или, как его определили, в народном голосовании, которое предполагается провести в августе. Праймериз – это фишка «Единой России», когда кандидаты от партии определяются в ходе партийного голосования, сначала в местном отделении, потом в региональном, а, в конечном счете, списки кандидатов утверждаются в Москве. В этот раз в праймеризе участвуют и беспартийные. Ведь из шестисот кандидатских мандатов, сто пятьдесят отдаются беспартийным фронтовикам. Голосовать будут так называемые выборщики. Кого будут выбирать, кто будет выбирать – никаких четких критериев нет. Главное, был бы человек хороший, то есть активный общественник. Все отдано на откуп региональным отделениям. Но последнее слово за Москвой. Федеральный совет фронта имеет право выдвинуть в регионах своих кандидатов. Он же определяет, сколько кандидатов пойдет от того или иного региона.
Согласитесь, громоздкая и не очень прозрачная схема. В конечном счете, все решают партийные функционеры. И через такое сито вряд ли пройдет случайный человек. В том, что кандидаты будут те, кто нужен и полезен партии, сомневаться не приходится. Как говорят, кто музыку заказывает, тот и танцует. Сумеет ли «Единая Россия» с помощью народного фронта вновь набрать в парламенте конституционное большинство? Скорее всего – да. Во всяком случае, простое большинство, это уж точно. Если, конечно, избиратель не взбрыкнет, как это однажды уже случилось на выборах в Государственную думу с партией от власти – «Наш дом – Россия». Тогда все россияне в прямом эфире увидели ее поражение.
Но заметьте, это была партия от власти, но еще не власти, как сегодня «Единая Россия». Тогда не было «жесткой вертикали», а рты СМИ не были, как это сейчас, накрепко заклеены выборным законодательством. Да и во главе партии не стоял бывший, а возможно и будущий президент России, человек жесткий, волевой, на сегодняшний день официально второе, а не- официально – первое лицо в государстве.
Кстати, об официальном первом лице государства – президенте Дмитрии Медведеве. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге, который состоялся на прошлой неделе, он выступил с речью, похожей на программную. Медведев заявил, что его не устраивает нынешний механизм ручного управления экономикой и пора его менять на рыночный. По его мнению, необходима децентрализация власти (очевидно, в отличие от жесткой вертикали) в пользу муниципального уровня. Проблемы должны решаться там, где они возникают. Президент выступил против госкапитализма. «Мы его не строим,» – заявил он. Тут, на мой взгляд, он лукавит. Строим и еще как строим. Но вот нужен ли он России – это вопрос. Президент подтвердил свое намерение и дальше бороться с коррупцией в рядах чиновников и предложил освободить от них Москву, переселив госучреждения за Садовое кольцо.
Анализируя речь президента, большинство аналитиков пришло к выводу, что она не относится к числу предвыборных, несмотря на то, что в ней не раз звучало «мой выбор». Медведев впервые выступил с подобных либеральных позиций, заявив, что страну необходимо модернизировать независимо от того, кто будет следующим президентом. Может быть, это заявка на будущее в случае, если уже принято решение, что в президенты пойдет Владимир Путин, при котором и началось довольно быстрыми темпами строительство государственного капитализма. Собственно, и возглавляемая им партия, как бы ни провозглашали ее народной, в большинстве своем состоит из чиновников.
Словом, опять интрига. Но как сказал президент на санкт-петербургском экономическом форуме, ждать ее разрешения осталось недолго.