Предвыборная пора нередко отличается от повседневности новыми идеями, исходящими от власть предержащих. На этот раз инновация в политической сфере была предложена президентом Дмитрием Медведевым, заявившим о возможности формирования в стране «большого правительства».
Оговоримся сразу, что речь идет не о фактическом органе исполнительной власти, который Медведев готовится возглавить после предполагаемой победы В.В. Путина на президентских выборах 2012 г. «Большое правительство» следует рассматривать скорее в качестве нового инструмента социального партнерства, поскольку оно будет работать вместе с ключевыми государственными и общественными силами: партией «Единая Россия», региональными и муниципальными властями, экспертами, ячейками гражданского общества, избирателями.
Как известно, социальное партнерство является противоположностью классовой борьбы, предполагая смягчение остроты общественных конфликтов самыми разными способами. Представляется, что к их числу могут быть отнесены переговоры между заинтересованными сторонами, позволяющие определить точки разногласий и приступить к согласованию позиций; совместные действия в сфере социально-экономической политики; поиск консенсуса во взглядах на политическое будущее страны.
Продолжая тему, президент выдвинул идею создания общественного комитета, который будет разрабатывать идеи для «большого правительства». В этом случае неизбежно возникает проблема механизма обратной связи, без которой, как признал Медведев, начнется застой.
Следует напомнить, что в нашей стране отсутствует традиция полноценного взаимодействия между органами государственной власти и ячейками гражданского общества. Это объясняется затянувшимся периодом господства авторитарной модели их отношений, в условиях которой сила и влияние властных органов на жизнь социума в целом, и личности в частности, оказались неизмеримо большими. Данное обстоятельство позволило им пренебречь импульсами, посылаемыми структурами гражданского общества.
Поэтому, чтобы предлагаемая Медведевым схема заработала, нужно взять на вооружение принципиально иную, демократическую модель взаимодействия властей и гражданского общества. В ее основе должны лежать системность взаимодействия, последовательное нарастание степени сотрудничества и разнообразие форм кооперации органов власти и элементов гражданского общества. Непременными условиями формирования новой модели выступят: поступательное развитие ячеек гражданского общества; подчиненность органов власти и общества закону; формирование культуры гражданственности у населения, чертами которой станут активная жизненная позиция, инициативное поведение и соучастие в общественных делах.
Можно ли утверждать, что предпосылки такой модели в России уже сложились? Увы, нет, причем тандем в лице президента и премьера в немалой степени способствовал укреплению совершенно другого вектора развития. За последние годы управление государственными и общественными процессами оказалось предельно централизованным, с чем, правда, общество молчаливо согласилось. Думается, злую шутку здесь сыграла специфика политического сознания большинства россиян, воспринимающих государственную жизнь как монополию политической элиты и чиновничьего аппарата. Прагматизм подсказал людям, что им следует заняться своими повседневными делами, а управленческую работу поручить бюрократии. В конечном счете, это спровоцировало кадровый голод и, как следствие, принятие откровенно провальных решений во многих областях управления.
Более того, в настоящее время гражданское общество оказалось разобщенным. Его отдельные элементы не видят смысла не только в согласовании своих позиций, но и даже в элементарных контактах друг с другом. Возобладал принцип «помоги себе сам», который с удовлетворением воспринимается бюрократией, ибо позволяет ей легко пренебрегать мнением гражданского общества.
Очевидно, что «разбудить» общественную инициативу в настоящее время власти решили неспроста. По сути, идея Медведева является логическим дополнением проекта «Общероссийского народного фронта», реализуемого в настоящее время премьером Путиным. Оба они призваны способствовать достижению по меньшей мере двух целей: расширению социальной поддержки нынешнего политического режима и демонстрации его способности к переменам. По-видимому, до недавнего времени власти не задумывались всерьез над механизмом реализации этих целей. Что ж, политической системе России не привыкать принимать оперативные решения и претворять их в жизнь по принципу «пожарной команды».
Что же в таком случае делать гражданскому обществу? Без сомнения, идти на диалог, осознавая собственные интересы и понимая необходимость консолидации своих рядов перед лицом бюрократии. Только став сильным, гражданское общество заставит власти уважать себя. Всегда, а не только в период предвыборной кампании.
А. Егоров