На бездействие органов власти в отношении, казалось бы, бросающихся в глаза правонарушений смотреть спокойно все трудней. И вот, в очередной раз столкнувшись с беззаконием, я не выдержал. Примерно месяц назад в прокуратуру Нижегородской области было отправлено два похожих заявления. Разница в их содержании была лишь в адресе объекта, нарушающего закон. А вот разница в ответах на эти заявления оказалась настолько разительной, что невольно может вызвать удивление.
Речь в обоих случаях шла о Федеральном законе № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции…». Дело в том, что, согласно статье 16 этого закона, продажа алкоголя на остановках общественного транспорта запрещена. Вообще. Для любых форм предприятий. До 1 июля 2012 под запрет попадали любые алкогольные напитки крепче 1,5%, а после и вовсе с содержанием выше 0,5%, так что к запрещенным товарам относится и пиво. Но я не раз уже замечал, что на остановках «Кинотеатр «Юбилейный» в Дзержинске и «Московский вокзал» в Нижнем Новгороде продавался именно этот пенный напиток. Вот и написал заявления, чтобы обратить внимание «компетентных органов» на нарушение закона, а точнее, на беззастенчивое игнорирование его норм.
Как и ожидалось, областная прокуратора «спустила» заявления вниз по вертикали – в прокуратуры Дзержинска и Канавинского района Нижнего Новгорода. Вот здесь и стоит начать разговор о методах работы каждой из них. Что касается прокуратуры Дзержинска, то она, видимо, привыкла работать со спущенными сверху бумажками без особого рвения. Через некоторое время меня вызвали даже не в прокуратуру, а в первый отдел полиции для составления заявления на бумаге. Делать нечего – пришлось явиться и дать показания повторно. А еще через некоторое время мной по почте был получен ответ за подписью начальника первого отдела полиции полковника В.З. Краска. В котором меня уведомили, что по окончании проверки было «принято определение» об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. К уведомлению приложена копия этого «определения». В нем некий «уч. уп. ОП №1 УМВД России по г. Дзержинску старший лейтенант полиции Тарабачкин С.Е» сообщает, что в ходе проверки «ИП Антипина И.Ю. пояснила, что в данном киоске из алкогольной продукции продается только пиво и пивные напитки крепостью до 5%». Далее шла ссылка на статьи упомянутого закона, которые, по мнению полиции, не были нарушены. И ни слова о нарушении запрета торговли алкогольной «продукцией» на остановках общественного транспорта. Вот такое «расследование» получилось у дзержинских силовиков.
Что же касается прокуратуры Канавинского района Нижнего Новгорода, то ее подход к работе, как мне показалось, более соответствует веянию времени. Здесь не стали себя утруждать вызовами автора заявления и повторным снятием показаний, а тихо и без суеты разобралась с ситуацией и заказным письмом уведомили заявителя о проделанной работе и мерах, принятых к нарушителям. Но и тут все не слава Богу. Если дзержинские правоохранители в своем определении указали конкретного предпринимателя, что как бы подразумевает «полевую работу», то в письме за подписью прокурора Канавинского района старшего советника юстиции А.Н. Яковлева никаких конкретных фамилий названо не было. Хотя остановка та немаленькая и количество ИП, торгующих на ней, тоже. И все же прокурор сослался в своем письме на ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ и сообщил о наложении штрафа. Не густо, кажется, но, согласно данной статье, наказанием для должностных лиц является штраф в размере от трех до четырех тысяч рублей, а для юридических – от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией продукции или без таковой. Возможно, еще одно заявление заставит прокуратуру действовать более жестко. Если владельцы киосков не одумаются.
К подобным «результатам» работы органов власти большинство населения не то что бы привыкло, а выросло с ними. Но я убежден, что качество действий чиновников напрямую зависит именно от степени давления, которое оказывают на них граждане, ради которых и существует государство. Именно поэтому по результатам работы дзержинской прокуратуры мной было составлено еще одно заявление. Оно, если размышлять логически, должно, как минимум, удивить прокуратуру Нижегородской области. Поживем увидим.