Выпустив постановление о прекращении эксплуатации городского трамвая, администрация Дзержинска подписала приговор не только самому дешевому и удобному для пассажиров, экологически чистому виду транспорта, который во всем мире является визитной карточкой, признаком успешности и экономического благополучия города. Дзержинские власти подтвердили свою приверженность тенденции замещения муниципального транспорта частным. Завершена многолетняя, планомерная, совместная работа обеих ветвей власти по развалу трамвайного хозяйства. А вскоре настанет последний день и муниципальных автобуса и троллейбуса. Нет, они не исчезнут с наших дорог, но станут частными. Произойдет то же самое, что с муниципальным ЖКХ, благоустройством, автовокзалом, кинотеатрами, стадионом, аллеями и парками.
«Все в частные руки!» – лозунг, провозглашенный в 90-е, начали реализовывать еще в начале двухтысячных, а когда в 2005 году власть перешла в руки Портнова-Воронина, он стал единственным правилом, целью, смыслом их нахождения во власти. Теперь это уже религия, и у нее огромное количество адептов. Мысль о том, что все нужно продать или купить, теперь владеет и простыми горожанами. Сегодня люди готовы продавать будущее свое, своих детей и внуков, отдавая право вершить его тому, кто заплатит 1500 рублей, принесет продуктовый набор или бутылку водки за их голос на выборах. Решение же тех, кому они продали право на свое будущее, сдать очередной кинотеатр или стадион, сквер или двор под застройку, обанкротить и закрыть очередное муниципальное предприятие, хотя их и возмущает, но является неизбежным, безусловным. Рабы молчат и терпят даже тогда, когда их продают другим хозяевам или убивают для развлечения.
Вряд ли сегодня можно найти хоть одного человека, которого бы удовлетворило состояние дзержинского трамвая. Никто в здравом уме не будет спорить с тем, что в нынешнем состоянии его недопустимо эксплуатировать, но при этом нельзя уничтожать возможность его использовать в будущем, и уж тем более недальновидно, даже преступно запускать процесс замены муниципального транспорта частными «ПАЗиками».
Можно возразить (так, конечно, и будет), что власть ничего подобного и не заявляет, напротив, она озабочена сохранением маршрута, оставленного трамваем, за муниципальным предприятием, чтобы последнее запустило там муниципальные же автобусы, а в перспективе (в устах чиновника читай – никогда) и троллейбуса. Имеется даже концепция развития муниципального транспорта, разработанная администрацией и утвержденная Думой. В ней предусматриваются деньги на закупку новых автобусов и троллейбусов, строительство троллейбусных линий и многое другое, но дьявол кроется в деталях. Обещать – не значит жениться.
В последние три года администрация города планомерно и системно тратила деньги, предусмотренные на закупку нового пассажирского транспорта. На 2016 год в бюджете они совсем не предусмотрены. Последний раз город закупал новый транспорт почти 10 лет назад! На чем, спрашивается, будет перевозить МУП «Экспресс» пассажиров? Об участии в конкурсе на новые маршруты и вовсе речи не идет, за последние несколько лет муниципальное предприятие не заявилось ни на один(!) из проводимых конкурсов из-за отсутствия необходимого тран-спорта. Все выиграли частные перевозчики.
Тех миллионов рублей, что руководство МУПа просит на 2016 год, хватит только на выживание самого предприятия, да и этих денег администрация не обещает. Поэтому в следующем году мы обязательно увидим дальнейшую деградацию муниципального предприятия. Кто в таком случае будет во-зить горожан? Частник! И для этого в договоре по эксплуатации муниципальных маршрутов есть пункт, о котором никто подробно и публично распространяться не хочет. А он говорит о праве привлечения частного перевозчика на маршруты, если возможности обслуживать их у муниципального предприятия нет. Маршрут городской, а перевозчик частный. И волки сыты и овцы…
Не вызывает сомнения и то, что доля частного «ПАЗика» на муниципальных маршрутах теперь будет только увеличиваться, а зная «наших», она будет стремиться к 100%. Так что лет через 5 у нас совсем исчезнет муниципальный автобус. «А зачем тратить бюджет на покупку автобусов, если частник справляется?» – скажет чиновник или депутат. «Лучше деньги на штакетник и благоустройство двора дайте, а мы и на частном «ПАЗике» поездим», – поддержит это предложение представитель ТОСа, забывая, что деньги на благоустройство двора уже много лет оседают у владельцев управляющей компании. И уже через 10 лет некогда муниципальные деньги от продажи бывших трамвайных билетов будут находиться в частных карманах. А это более 40 млн рублей в год. И они примутся за троллейбус.
Сегодня нет никаких препятствий для частного троллейбуса, есть проблемы в инфраструктуре. Нерентабельно частнику строить троллейбусное депо, набирать, обучать специалистов, сложно решить вопрос пользования муниципальной контактной сетью и невозможно делить ее с городскими троллейбусами. Ну не будут же они ездить друг за другом по одному и тому же маршруту. Все эти вопросы снимаются после оптимизации и приватизации оставшегося имущества, обанкротившегося муниципального предприятия. Трамвайное и троллейбусное депо, техника, специалисты и многое другое высвободится и станет частным. У города останутся столбы, провода и всего лишь право разыгрывать маршруты между частными перевозчиками. А МУП «Экспресс» для начала будет преобразован в Общество с Ограниченной Ответственностью, где доля муниципалитета составит разрешенные законом 24,9%. Остальное – частное, и фамилии этих владельцев-инвесторов нас не удивят. Позднее муниципалитет исчезнет из этого бизнеса, как он исчез из мусорного бизнеса в ООО «Ремондис – Дзержинск» с уходом самого «Ремондиса» из города.
А как менять ОООшки и при этом оставаться владельцем бизнеса, нам продемонстрировали при многочисленных сменах названий различных ДУКов и ДомУправов.
В итоге администрация города потеряет большинство реальных рычагов влияния на ситуацию, а частный бизнес получит почти неконтролируемую свободу действий. У нас же с вами останется только право сожалеть о произошедшем, ругать на кухне власть и надеяться, что не будет введено ОДН на свободное пространство, образовавшееся между пассажирами. Потому что за перевозимый воздух тоже должен кто-то платить. И, как принято у нас, должны будем делать это мы с вами, горожане, а не владельцы частных «ПАЗиков» и нашего будущего.
Олег Чесноков