Вспоминая то, как поступили с присвоением звания в прошлом году, важно отметить, что люди по собственной инициативе собрали более трех тысяч подписей за кандидатуру Вадима Воронкова, человека-легенды. Все эти подписи, вместе с необходимым пакетом документов, были приняты властями. Но глава администрации (к счастью, уже бывший) Геннадий Виноградов мотивировал присвоение наград другим кандидатам тем, что он «лично с Воронковым не знаком».
Но важно и то, что произошло после этого: горожане собрали средства, изготовили медаль и вручили ее настоящему герою. Спустя несколько месяцев, Вадим Воронков сумел, несмотря на проблемы со здоровьем, посетить Дзержинск и встретиться с теми, кто считает его подлинным почетным гражданином. В сети можно найти видео, которое ярко показывает искреннюю любовь горожан к Вадиму Васильевичу.
И это… страшно. Это очень страшно для властей Дзержинска, ведь они поняли (быть может, еще не до конца, но точно поняли), какую ошибку совершили. Их страшат репутационные издержки, которые они понесли в преддверии выборов 2016 года (еще бы им этого не понимать, ведь главное для них – это выборы). Но они совершенно не поняли, какой ущерб нанесли обществу, порезав в лоскуты тонкую и без того травмированную социальную ткань ржавым бюрократическим ножом.
Кто-то может сказать: да, на мнение дзержинцев опять наплевали, но чему здесь удивляться? В первый раз что ли? И причем здесь порезанная социальная ткань? Обычное депутатское чванство. Нет, не обычное. Одно дело, когда в угоду личных интересов горожан лишают права на выборы мэра, общественный транспорт, зоны рекреации, достойного архитектурного облика города. Это, конечно, несправедливо и отвратительно. Но совсем другое, когда людей лишают права на народного героя. Подобные шаги запускают очень мрачные процессы, возможно, куда более опасные, чем проблемы с транспортом или парками…
Так что же по-настоящему произошло? Что значит факт депутатского, мягко сказать, «игнорирования» мнения дзержинцев? Во-первых, это означает, что меньшинство объявило войну большинству. Это был не просто акт властного высокомерия или демонстрация амбиций. Лишение горожан права на «гражданского» героя – это объявление войны. Во-вторых, это уничтожение нематериальных активов нашего общества. Ценность награды Почетного гражданина не в стоимости, не в условных привилегиях, а в ее нематериальном содержании. Это содержание было растоптано, попран сам «дух почета»!
Наплевав на мнение тысяч горожан, несколько депутатов вручили награды «своим», т.е. таким же, как они! Почему? Да потому, что они «свои», а с разными Воронковыми «мы вообще лично не знакомы»! Но для всех, кто внес реальный вклад в то, чтобы награждение Вадима Воронкова в прошлом году состоялось, да и тех, кто ставил подпись под его кандидатурой, для всех них, как минимум, нескольких тысяч человек, «дух почета» – это объективная, «живая» сверхценность, которая имеет экзистенциальное значение для общества. Простой народ прекрасно понимает, что без существования таких сверхценностей начинается процесс расчеловечивания человека. Вот именно поэтому после того, как депутаты изгнали «дух почета» из, как они ее теперь называют, «официальной» награды, общество дало ему временное пристанище в виде медали, врученной Воронкову. Но чтобы не утратить этот дух совсем, необходимо создать среду, где он смог бы существовать. И ей может стать только гражданское общество. Вот только, чтобы оно возникло, необходимо создать хотя бы предпосылки для его появления.
Именно поэтому, создавая комитет, мы поставили во главу угла просветительскую деятельность. Мы не хотим просто вручить медаль тому, кому не вручит власть. Мы собираемся сделать все, чтобы народ Дзержинска стал подлинно самостоятельным субъектом, хранящим жизненно необходимые ему сверхценности. Ведь, взваливая на себя роль хранителя «духа почета», гражданское общество неизбежно делает его народным. Отсюда и название медали – «Народный почетный гражданин».
Понимая последствия «пробуждения» гражданского общества, власть неизбежно будет делать все, чтобы эта инициатива не получила своего продолжения, а в худшем случае была отложена до следующего года. Все их действия будут завернуты в самую блестящую упаковку, которую они хранят для особых случаев, ведь, как говорится, «Париж стоит обедни». Но… каков будет итог – зависит от нас с вами.
Алексей ПОНОМАРЕВ,
член комитета «Народный почетный гражданин»