Так оценивает заместитель председателя Общественной палаты, кандидат политических наук, эксперт АНО «Минин-центр» Игорь Соловьев отчет главы Дзержинска по итогам работы в 2020 году.
Аналитики «Минин-центра» еженедельно изучают и оценивают события, которые влияют на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, и в которых проявляются долговременные тенденции.
В эксперт-мониторинге событий уходящей недели Игорь Соловьев проанализировал отчеты о работе в 2020 году глав двух городов – Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева и Дзержинска Ивана Носкова.
Игорь Соловьев:
«Сравнение этих отчетов интересно с учетом того, что эти два муниципалитета входят в нижегородскую агломерацию, по отношению к которой сегодня активно формируются планы перспективного развития.
В стиле отчета Юрия Шалабаева, несмотря на стандартность документа, чувствуется автор, или как минимум редактор – финансист по своему призванию, так как много внимания уделяется не просто бюджетным параметрам, но и механизмам их работы, которые в 2020 году применялись с учетом их дальнейшего развития.
Этот подход четко просматривается во всех разделах отчета – не просто констатация фактов, имевших место в прошлом году, а вычленение методик работы, которые логично продолжать в текущем и в последующие годы. При этом прослеживается и понятная стратегия управления Юрия Шалабаева – без лишней самодеятельности участвовать в проектах областной власти, самые масштабные из которых так или иначе направлены на областной центр. В этом отношении для Нижнего Новгорода сегодня существует весьма благоприятная ситуация. Это, прежде всего, 800-летие города, под празднование которого реализуются масштабные по финансированию проекты благоустройства (прежде всего за счет федеральных и региональных средств).
Также это масштабные инфраструктурные проекты развития нижегородской агломерации, продвигаемые губернатором Глебом Никитиным – главные из них заточены прежде всего на областной центр.
В этом отношении логична позиция управления Юрия Шалабаева – «не бежать впереди паровоза», а активно моделировать прежде всего финансовые параметры развития Нижнего Новгорода, который находится в тренде губернаторской повестки.
У Дзержинска ситуация сложнее.
Кроме таких стандартных направлений развития, которые сегодня обязательны для всех муниципалитетов, как национальные проекты в различных направлениях, город не может похвастаться большим списком амбициозных проектов, которые лоббировались бы областной властью.
Приход в Дзержинск активного Евгения Люлина сдвинул эту ситуацию с мертвой точки, но, тем не менее, в настоящее время для главы города Ивана Носкова в приоритете текущая работа и поддержание существующего уровня развития муниципалитета. Это во многом проявилось в стилистике отчета главы Дзержинска за 2020 год.
Составленный по-бюрократически сухо, из разрозненных отчетов департаментов, отчет констатирует показатели без осмысления существующих проблем и без стратегических механизмов их решения.
Достижения, которые
администрация Дзержинск решила выделить,
следующие:
– участие в национальных
проектах;
– благоустройство двух
городских парков;
– рост объема
инвестиций в основной капитал на 6% в
сравнении с 2019 годом.
Первые две позиции к достижениям отнести можно весьма условно без оценки их результативности, а она вызывает много вопросов по качеству реализации объектов благоустройства, что активно обсуждается в СМИ и вынуждено признается самим главой города.
Что касается инвестиционного роста как достижения работы администрации Дзержинска за 2020 год, то здесь ситуация принципиально иная. Фактически таковым достижением этот показатель не является в контексте динамики развития города за последние два года. Более того, желание создать благоприятную картину скрывает серьезную проблему Дзержинска, нежелание замечать которую может отрицательно сказаться на социально-экономических перспективах города.
Инвестиционное развитие Дзержинска сегодня – задача принципиальная для его будущего, так как после оптимизации химического производства, которая массово произошла в 1990-е годы, научно-промышленное развития города возможно только за счет активного привлечения серьезных внешних ресурсов и новейших технологий.
При этом Дзержинск имеет отличные объективные условия для развития формата инвестиционно-привлекательной площадки в масштабах не только региона, но и страны. Это удобное географическое положение, развитая и удобно локализированная инфраструктура и коммуникации для многопрофильного производства, наличие квалифицированных кадров и мощная база их подготовки, большое количество потребителей разнообразной продукции в логистически удобном радиусе 500 км, где проживает 43 миллиона человек.
Несмотря на благоприятные обстоятельства, по которым Дзержинск минимум не уступает Нижнему Новгороду, а по сумме и превосходит, с 2018 года в Дзержинске произошло значительное снижение объема инвестиций в экономику города.
Особенно это стало очевидно в сравнении с планируемыми показателями «Стратегии развития Дзержинска до 2030 года», принятой в 2015 году.
В этой связи в начале 2020 года стратегия города была скорректирована по основным плановым показателям, при этом значительно снижены были именно планируемые объемы инвестиций. Так, показатели объемов инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций по двум ближайшим пятилеткам были уменьшены: по пессимистическому (базовому) сценарию развития на 12%; по оптимистическому (целевому) сценарию на 40%.
Однако это не привело к появлению положительной динамики и соответственной статистики. По итогам 2020 года по объему реальных инвестиций Дзержинск отстал от стратегического плана по пессимистическому (базовому) сценарию развития на 27%; по оптимистическому (целевому) сценарию на 33%.
Тенденция снижения инвестиций была очевидна уже по итогам 2019 года, когда объемы в сравнении с плановыми показателями снизились на 30 с лишним процентов – на фоне чего и стало возможным показать некий незначительный рост по итогам 2020 года.
Однако этот тезис выглядит очень странно на фоне общей динамики инвестиционного развития города. В реальности в Дзержинске за последние два года произошел провал инвестиционного развития, так как сегодня уже существует отставание на 30% от собственно созданных планов, и эта тенденция продолжается в текущем году. Более целесообразно в данной ситуации было бы говорить о влиянии негативных общероссийских экономических факторов, которые без сомнения имели место. В тоже время очевиден и муниципальный фактор неэффективного планирования и недостаточности работы с существующими и потенциальными инвесторами.
Главное звено в этой проблеме – сегодняшняя неблагоприятная инвестиционная привлекательность второго города области в условиях жесткой конкуренции, при которой появляется риск реализации и областных программ развития.
На сегодняшний день Дзержинск имеет одну позицию в областных планах продвижения инфраструктурных проектов (в вариации нижегородской агломерации) – это проект особой экономической зоны (ОЭЗ) «Кулибин».
Главная задача в его реализации сегодня – как раз инвестиционное наполнение этой площадки, при существующих жестких федеральных требованиях. Например, проходной балл в экономическую зону с ее льготами для инвестора – не менее 120 млн рублей инвестиций, что предусматривает работу с финансово крупными компаниями, у которых есть широкий выбор в масштабах страны. И одними возможностями областной власти по инвестиционному привлечению дзержинскую проблематику не решить.
Тем более, что есть уже негативный опыт – активно рекламируемый ранее промышленный парк «Дзержинск – Восточный», на создание инфраструктуры которого были затрачены серьезные бюджетные средства, так и не стартовал.
Основная причина – отсутствие инвестиционных резидентов на этой площадке. В перспективе промпарк «Дзержинск-Восточный» планируется «перезагрузить» как вторую очередь ОЭЗ «Кулибин», что возможно только в случае комплексного продвижения всего проекта.
При этом Дзержинску сегодня явно не хватает амбициозных стратегических планов развития, способных стать драйверами деловой и инвестиционной активности города, помогающими продвигать областные проекты в рамках той же нижегородской агломерации».
Глава Дзержинска Иван Носков выступил с отчетом о работе за 2020 год сегодня, 28 мая. На отчете присутствовали губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель Законодательного собрания Евгений Люлин, председатель Гордумы Виктория Николаева, а также руководители промпредприятий, представители учреждений образования, культуры, спорта, силовых структур и общественных объединений.
Вадим Щуренков
фото из архива «ДВ»,
n.novgorod_online,
пресс-службы администрации Дзержинска