Кто успел, тот и припарковался
Чтобы лучше понять, с чем каждый день сталкиваются Миша и Алена, мы вместе с ними отправились на прогулку по городу. Стартовали от ТЦ «Юбилейный». Точнее от подземной парковки в торговом центре. Здесь по идее должны быть места для инвалидов. Они и есть. Только, по словам самих людей с ограниченными возможностями, часть из них располагается далеко от входа и представляет опасность для инвалидов при передвижении по парковке, поскольку людей на колясках может быть просто не видно за машинами. Важно при проектировании задумываться о том, чтобы их места располагались ближе к центру. Да к тому же те, что есть, постоянно перекрывают стендами, чтобы там не парковались остальные горожане. Это было бы неплохо, если бы не возникало препятствий при парковке для самих инвалидов. Алена специально подъезжает на машине, занимает одно из пары-тройки свободных мест, остальные загорожены.
«Иногда здесь перекрыты все места», – замечает девушка, открывая дверь и собирая свою коляску. В это время к нам подлетает охранник с замечаниями, что съемка без ведома администрации ТЦ запрещена. Михаил в свою очередь спрашивает у него, почему же места для инвалидов постоянно перекрыты. Мужчина пожимает плечами: все, мол, для вашего блага, чтобы другие не занимали, а сам он уследить за тремя залами не может. Охранника понять нетрудно, он тут точно не при чем. Заботиться о том, чтобы на парковке были доступные места для инвалидов, должен не он, а руководство торгового центра. А следить за тем, чтобы места для инвалидов не занимали, должны сотрудники Госавтоинспекции. Забегая вперед, скажем, что на всех парковках у крупных городских торговых центров такая ситуация.
«Люди должны понять, что нам эти места необходимы. К слову, парковочные места для инвалидов отличаются от обычных – они шире. Вы же видели, как я собираю коляску и перебираюсь в нее. На обычном месте я так сделать не смогу – задену другие машины», – поясняет Алена.
Коляска не роскошь, а средство передвижения
Мы идем дальше по направлению к центру. Буквально рядом все с тем же «Юбилейным» Михаил показывает огромную гору снега, завалившую заниженный бордюр. Это уже травмоопасный участок. Михаил на коляске не первый год, да к тому же мужчина преодолеть препятствие сможет, а вот девушка тут могла бы застрять. Приходится съезжать с обычного бордюра, рискуя вылететь из коляски. Наблюдать за этим для нас с фотографом волнительно. Спрыгнув, Миша говорит, что это сейчас он такой смелый, когда опыт есть, а раньше не рискнул бы.
«Знаете, самое интересное, я больше не за себя переживаю в таких ситуациях, а за коляску. Она стоит 180 тысяч – для меня это очень большие деньги. Это подарок, сам бы, наверное, на такую лет десять копил, – с улыбкой говорит Михаил. – Не у всех подобные средства передвижения. Более хлипкие коляски тем более не выдержат таких «прыжков». Не каждый может себе позволить хорошую, удобную, дорогую. Ну тут либо сам накопишь, либо, как мне, подарят. От фонда социального страхования не допросишься, разве что с боями, слезами. И то выдадут не лучший вариант. А в качестве презента, скажем, от депутатов мне только один прецедент вспоминается – когда нашей пловчихе Любови Сорокиной вручили. Но это, скорее, единичный случай.»
Пока разговариваем, наблюдаем, как Мише с Аленой приходится объезжать рытвины и ямы на дорогах. Впрочем, тут не только инвалидам трудно – любой горожанин пожалуется. Так что плохие дороги – отдельная тема. Мы тем временем останавливаемся у школы № 5. Здесь у Алены учится ребенок, и она ежедневно провожает и встречает его. Переход у школы опять с высокими бордюрами, так что девушка сама не может перебраться через дорогу. Говорит, что ей давно и даже без личных просьб пообещали сделать здесь заниженные бордюры, да вот только на обещаниях дело и остановилось. И понятно, что если такие делать, то не только у школы № 5, а у всех школ города, мало ли, где есть дети-инвалиды или их престарелые родственники, которым тоже непросто передвигаться.
Ту же картину наблюдаем на перекрестке улицы Маяковского и проспекта Чкалова, где дом со шпилем. Здесь заниженный бордюр вроде есть, а вроде и нет. Дело в том, что сделан он неправильно.
Что-то сделано, а толку мало
«Мы уже говорили в администрации города, что не напрашиваемся официально быть инспекторами. Но можно же пригласить нас для консультации, когда проектируются эти бордюры, пандусы, парковочные места. Кто лучше нас расскажет, как сделать так, чтобы людям с ограниченными возможностями здоровья было удобно и безопасно? У нас чаще всего получается, что дело сделают, но помогает это инвалидам мало. Единственный случай, когда нас позвали, – при реализации программы «Доступная среда» в педколледже. Там мы дали советы. В основном же к нам не обращаются, и получается, что проблемы не решаются. А инвалидам ведь очень важно почувствовать себя самостоятельными. Это мы уже не первый год на коляске, не стесняемся попросить о помощи, если нужно, обратиться к прохожим. Тем, кто только-только оказался ограниченным в движении, очень трудно пересилить себя. Люди замыкаются, не хотят лишний раз выходить из дома. Этого можно избежать, если изначально создать им условия, когда и без помощи посторонних они смогут легко передвигаться по улицам», – считают Миша и Алена.
Во время нашего «променада» ребята показали нам и забавные, и грустные примеры. У Главпочтамта на площади Дзержинского, например, есть пандус. Михаил легко заехал по нему наверх. Но в самом здании – высокий порог, так что, как попасть в него – непонятно. А когда мы стояли на парковке у «Дзержинца» прямо на наших глазах сюда сначала зарулил какой-то мужчина, заняв место для инвалидов, а потом рядом и девушка примостилась. Как вы понимаете, здоровые граждане. Алена только улыбнулась и сказала, что отсюда авто регулярно эвакуируют. Вот уж, действительно, наглость – второе счастье. Михаил миролюбиво заметил, что понимает – обычным гражданам так же не хватает парковочных мест. Но это ведь не повод нарушать, не так ли?.. И к слову, рядом с «Дзержинцем» есть пандус, но часто горожане ставят машины прямо на месте съезда с него.
«Однажды мне нужно было спуститься, а там автомобиль стоит. Вот что делать? По сути, если б я съехал и врезался прямо в него, мне бы за это ничего не было, не прав водитель. Но я, конечно, удержался», – говорит Миша.
Список есть – улучшений нет
В завершение маршрута мы прогулялись ко Дворцу культуры химиков, где нас встретила та же трудность – высокие бордюры. Чтобы потом спуститься с площадки, нужно, по словам Михаила, объезжать все здание. На этом прогулка закончилась. Не потому, что «трудных мест» больше нет, наоборот, так можно бесконечно колесить по Дзержинску, у Миши и Алены для нас нашлось бы еще много примеров. Они рассказали, что еще год назад отправили в администрацию список мест, где в первую очередь следовало бы сделать заниженные бордюры. Их не так уж много: около ТЦ «Юбилейный», дома со шпилем (переход со стороны военкомата), пешеходного перехода рядом с 5-й школой, центрального парка культуры и отдыха, Дворца культуры химиков, площадки у ТЦ «Кристалл», в районе перекрестка Грибоедова – Циолковского, вокруг ТЦ «Скала». Ни в один театр и даже в Городскую думу инвалиды тоже сами попасть не могут.
Ребятам пообещали, что все сделают, но в назначенные сроки выяснилось, что денег нет. Сейчас рассчитывать на то, что они вдруг появятся, тоже не приходится. И все-таки надо начинать исполнять обещания, не везде сразу, но один-два пандуса в год делать НАДО. Авось потихоньку городская среда для инвалидов станет доступнее и комфортнее не только на словах и в отчетах чиновников, но и на деле.
Ксения Томичева