Недавно в редакцию «ДВ» позвонила пожилая женщина, посетовав на грубость кондуктора в одной из местных маршруток. Горожанка почтенного возраста пояснила, что забыла пенсионное удостоверение дома, и в результате проезд в общественном транспорте стал причиной для переживаний.
«Утром 2 ноября я села в «социальную» маршрутку № 1 перевозчика «Орбита-2». Отдала женщине-кондуктору 10 рублей, и та выдала мне билет. При этом изначально вопросов ко мне у нее не возникло. Но через несколько минут кондуктор неожиданно попросила меня предъявить пенсионное удостоверение, которое, как вдруг выяснилось, я забыла дома. Мне 80 лет, я ветеран труда, и так видно, что возраст у меня почтенный. Понимаю, что это не аргумент и она выполняла свою работу, но все-таки дело и в человеческом отношении. К тому же я имела при себе паспорт, полис и справку об инвалидности, но кондуктор даже смотреть на них не стала, только твердила: «Зачем мне ваша справка?! Платите еще 10 рублей или выходите!». И это на весь салон! Какая-то добрая пассажирка отдала ей за меня еще 10 рублей, но всю поездку кондуктор огрызалась и кричала. Я доехала до нужной остановки, но еще долго переживала, нервы не железные», – рассказала свою историю горожанка, поинтересовавшись, как быть в подобных ситуациях и куда обращаться с жалобой.
Стоит отметить, что в данном случае формально права кондуктор. Пенсионер имеет право на льготный проезд в общественном транспорте, но, чтобы воспользоваться скидкой, он обязан предъявить соответствующий документ – пенсионное удостоверение. Причем, поскольку в нем нет фотографии, желательно иметь при себе паспорт, удостоверяющий личность. А различные справки роли не играют и не считаются за замену этим документам.
Впрочем, в данной конкретной ситуации есть один нюанс. По словам горожанки, кондуктор сначала продала ей билет, а уже спустя некоторое время вдруг спохватилась и потребовала предъявить пенсионный. Это тоже неправильно.
Вопрос о человечности и добром отношении – отдельная тема. Ведь, действительно, ситуации бывают разные, и почему бы, если кондуктор видит, что человек и правда пожилой, не пойти ему навстречу и не разрешить доехать спокойно?.. Тут уже все зависит от самого кондуктора. Более того, директор компании-перевозчика пояснила нам, что чаще всего в подобных ситуациях руководство компании занимает сторону пассажира. Кондукторам объясняют, что профессиональные обязанности, несомненно, важны, но если они видят, что перед ними пожилой человек, то стоит пойти ему навстречу, а не портить настроение и себе, и ему. Возможно, в этом случае женщина попала на «нового» кондуктора, которая все выполняет четко по инструкции и до того не сталкивалась с такими спорными проблемами.
Что касается обращения с жалобой – во всех маршрутках есть доска с информацией. Там указаны имена, фамилии и отчества водителя и кондуктора, а также телефон для связи. Если возникает конфликт, нужно сразу записать данные и обратиться по указанному номеру. Отдельно отметим, что сейчас в автобусах есть камеры видеонаблюдения. Подобные ситуации и так отслеживают и позже обсуждают с участниками конфликта.
Виктория Соколова