“Вспоминаю нашу первую встречу с Молевым Николаем Осиповичем (братом Молева Александра) и его другом Тихониным Юрием Ксенофонтовичем (братом Тихонина Ивана). Жили они в одном доме №85 по Ленина, дружили. Мы тогда с активом собрались на квартире у Тихонина Юрия Ксенофонтовича. Они были фронтовиками, и, конечно, вспоминали о своих отважных братьях-летчиках, погибших на войне.
Молев Николай Осипович рассказал, что их отец родом был из крестьян Гороховецкого уезда Владимирской губернии деревни Истомино, и с гордостью показал нам небольшую книжечку рядового Молева Осипа Егоровича, участника Первой мировой войны. За храбрость и героизм, проявленные в бою, Осип Егорович был награжден Георгиевским крестом. Такими же преданными своей Родине он воспитал сыновей Николая и Александра. Отец всегда был примером для своих детей.
Николай Осипович вспоминал, как после окончания 10 класса в 1942 году был призван на фронт. Служил в составе 268-ой стрелковой Мгинской Краснознамённой дивизии. В бою получил ранение. После госпиталя вернулся с фронта домой инвалидом, и в этот же день родителям пришло извещение, в котором было написано: «Ваш сын гвардии старший лейтенант Молев Александр Егорович в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб при выполнении боевого задания 8 июля 1944 года». Слезы радости и счастья, что один сын вернулся живым, слезы горя и потери, что другого уже никогда не вернуть…
Александр Молев родился 15 августа 1921 года. Саша учился в школе №3 (сейчас школа №10), окончил её в 1939 году. Параллельно посещал занятия в дзержинском аэроклубе имени Н.П. Каманина. В аэроклуб шли ребята, которые мечтали о полетах. Одним из них и был Саша Молев. К учебе в аэроклубе он относился всегда серьезно – на доске Почёта аэроклуба в 1940 году среди других значилась и фамилия курсанта Молева. После окончания аэроклуба Александр был зачислен в Энгельсскую военно-авиационную школу пилотов.
С марта 1942 года Молев Александр участвует в разгроме врага на Северо-Западном Фронте в составе 690 и 717 авиационных полков. Он был первоклассным мастером вождения самолёта, бесстрашным в бою, умело выходил из самых затруднительных положений.
В городском краеведческом музее бережно хранят письма с фронта Александра Молева. В 1942 году в своем письме родителям Саша пишет: «Работать сейчас очень трудно, так как по линии фронта всю ночь патрулируют немецкие истребители. Многих ребят мы уже не досчитались. Пропал куда-то мой друг Пашка Линьков. Мы с ним учились в Энгельсе, вместе были в Ижевске в 690 полку и, наконец, в этом полку». Мы заинтересовались судьбой его боевого товарища и узнали, что старший сержант пилот Павел Иович Линьков, судя по документам сайта «Память народа», наш земляк, родом был из Горького. 8 июля 1942 года его самолет У-2 не вернулся с боевого задания в районе поселка Омычкино Ленинградской области. Ему было всего лишь 19 лет…
Свою первую награду Орден Отечественной войны 1 степени Александр Молев получил уже в ноябре 1942 года. Командование отмечало, что Молев является командиром лучшего комсомольского экипажа полка, выполнил 279 успешных боевых вылетов, его ценили за умение летать в любых условиях, бесстрашие и презрение к смерти.
В мае 1943 года Александр Молев прибыл на службу в 33 Гвардейский Воронежский Штурмовой Авиационный полк. За короткий промежуток времени, будучи молодым пилотом, он вырос из рядового летчика до командира звена. За отличную боевую работу и 180 боевых вылетов в мае 1943 года Александр Молев был награжден Орденом Красной Звезды, а в августе этого же года – Орденом Красного Знамени.
В мае 1944-го Александр Молев – уже старший лейтенант. В письме родителям он пишет: «Помаленьку воюем. В этом деле имеются кое-какие успехи: сбил одного «лопатника», то есть Ю-87 и одного «Фокке-Вульфа». Продолжаю водить группу на выполнение боевых заданий».
Саша не писал родным о том, что дважды на изрешеченной осколками машине он совершал вынужденную посадку, что, будучи подбитым, садился с пробитым бензобаком, имея 280 килограммов бомб, что был вычеркнут из списков полка. Только в своем дневнике он признавался: «Опять пришло трудное горячее время. Боевые полеты и полеты…Требуется большое напряжение силы воли и умения».
Из Журнала боевых действий 33 гвардейской ШАП за 1944 год:
«8.7.44. поставлена боевая задача: действовать по отходящему противнику на участке. В течение дня полк производил боевую работу. Шесть ИЛ-2, ведущий старший лейтенант Молев, под прикрытием двух ЯК-9 двумя заходами с высоты 1100-600 метров действовали по живой силе и технике отступающего противника. На обратном пути при переходе линии фронта в районе Руда был подбит огнем зенитной артиллерии противника.
Верный воинской присяге и великому долгу дружбы, Молев продолжал полет на горящей машине, чтобы спасти жизнь своему боевому товарищу, воздушному стрелку, спасти себя и самолет. Перелетев на свою территорию, стал производить посадку, потерял сознание и сгорел вместе с самолетом, спасши жизнь воздушному стрелку, который получив ранение, остался жив».
«10.7.44. поставлена боевая задача: нанести бомбардировочный удар по железнодорожному узлу города Пинск. Утром 10.7. 44 г. боевые летчики, техники и оружейники выстроились на митинг, посвященный памяти отважного летчика, штурмовика, лучшего боевого товарища – гвардии старшего лейтенанта Молева Александра Осиповича».
Стрелок-радист Владимир Савостин чудом остался в живых. Это был отличный воздушный боец. В групповом воздушном бою сбил вражеский самолет ФВ-190. Был награжден Медалью «За отвагу» и Орденом Красного Знамени. О том, как погиб его боевой товарищ и командир Александр Молев, он писал родителям Саши в Дзержинск. Вот копия его письма: «Здравствуйте, многоуважаемые родители! Осип Егорович, Анна Дмитриевна и братишка Саши Николай Осипович!
Шлю вам всем фронтовой привет и желаю вам самых лучших успехов в вашей жизни и вашей работе. Письмо я Ваше, Осип Егорович, получил, за что благодарю Вас и спешу ответить на Ваши вопросы.
Когда зенитки пробили нашу машину, она сразу загорелась, но еще не сильно. В таком положении мы пролетели минуты полторы. Саша не был ранен, когда я ему сказал по телефону, что зенитки подбили самолет и самолет загорелся. Он мне ответил ничего, держись, сейчас садиться будем. Я начал готовиться к вынужденной посадке. Самолет резко носом вниз летел горящий к земле, ударился о землю, крылья поотлетали, самолет охватило клубком пламени, он несколько раз перевернулся, остановился, я выскочил из своей кабины. У меня сильно обгорели руки и лицо, руками я за что-либо взяться не мог. Помощь Саше оказать было очень трудно. Самолет так горел, что приблизиться к нему было невозможно. К нам сразу же подбежали пехотинцы, они были от нашего падения в метрах 150-ти. Меня отнесли к санитарной повозке. Сразу же приехал командир дивизии наш, он был на наблюдательном пункте и видел наше падение. Саша сгорел в своей кабине, держась за штурвал управления. Сашу похоронили недалеко от места падения самолета. При похоронах присутствовали наш командир дивизии, несколько его офицеров и наших офицеров с полка. Я в это время был в госпитале.
Сашу подобрал сам командир дивизии. В момент падения немцы по нам не стреляли, а после некоторого времени открыли минометный огонь. Много огня они не смогли открыть, потому что все это происходило в момент, когда наши войска наступали, и место нашего падения было освобождено 45 минут назад.
На квартире с Сашей мы жили вместе, когда я прибыл из госпиталя, мне заявили, что вещи Саши отосланы домой. Ордена находились при нем, они почти что все исплавились, от них остались только слитки, их отправили в дивизию… Недавно я получил письмо от знакомой Саши Гали Калининой, проживающей: Калининская область, ст. Баталино, арт. Граничная. Я, конечно, ей все подробно описал о судьбе Саши. Они, видимо, давно переписывались между собой.
Уважаемый Осип Егорович, Вам, наверное, уже известно, что Саше посмертно присвоено Звание Героя Советского Союза. У нас был большой митинг, где вспоминали о боевой деятельности Саши и его боевых делах. И послали от всего нашего коллектива Вам письмо. Ну, пока, до свидания, дорогие родители. С приветом к вам, Володя Савостин.»
Александру Молеву не было и 23 лет… Боевые товарищи тяжело переживали гибель своего друга, летчик Николай Балавин написал на борту своего самолета «За Сашу Молева!» И они отомстили, показав несгибаемый дух советских людей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Молеву Александру Осиповичу за доблесть, за большие заслуги перед Родиной, за исключительные образцы героизма, проявленные в боях за Родину, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
На этом редком фото А. Молев изображён в полный рост, в шинели с погонами, в зимней шапке, значит, фото выполнено или в конце 1943, или в начале 1944 года, когда довоенные «лычки» со знаками отличия были заменены на погоны. Снят герой на фоне расписной ограды, вдали – здание с колоннами, деревья южного типа. Скорее всего, это декоративный фон, антураж, какого-то фотоателье. Мы узнали, что фотокопия с этого рисунка экспонировалась в Дзержинском краеведческом музее. Там же в фондах хранятся Сашины письма с фронта, лётный шлем, его школьный дневник и тетради, а также портрет, выполненный известным дзержинским художником Ганьшиным В.И. Портрет написан масляными красками.
После войны останки Александра Осиповича Молева были перезахоронены в братскую могилу в поселке Луков Волынской области, недалеко от места падения.
Проходит время, и прошлое все дальше и дальше уходит от нас. Имя Александра Молева золотыми буквами высечено на мраморной плите на площади Героев Дзержинска. 15 августа к Вечному Огню придут с цветами молодые ребята, чтобы поклониться Герою, отдавшему жизнь за счастье людей…
Мы должны помнить о том, что Победа была выстрадана, отвоевана ценою жизней и судеб миллионов граждан нашей страны. Наш священный долг – сберечь эту память!»
Руководитель музея школы №35 Охапкина Надежда Николаевна