«В
8-м классе в начале учебного года нас,
школьников, приглашали в различные
кружки и секции. В частности, предложили
заниматься в военно-патриотическом
клубе «Патриот». Меня это заинтересовало.
Мы с подружками собрались и пошли в
клуб. Мне там было очень интересно, а
вот подругам не совсем. Так, из всех
поступивших той осенью я осталась одна,
но в окружении таких же заинтересованных
курсантов, которые пришли в «Патриот»
гораздо раньше меня.
Хорошо
запомнились отношения между ребятами
и взаимодействие с педагогами. В
«Патриоте» никто никого не заставлял
– ты можешь не делать того, чего не
захочешь. Но с самого начала нам прививали,
причем довольно ненавязчиво, что мы
работаем в команде, где есть чувство
локтя, есть плечо товарища. Позднее мы
научились понимать друг друга без слов.
Мы
знали, что такое взаимопомощь и дружба.
Нам было абсолютно не важно, кто из нас
богат, а кто беден, кто как учится, у кого
какие родители. Нам прививали силу воли,
раскрывали глубину души через воспитание
сильного характера, целеустремленность,
упорство, мотивацию.
Прошло
пятнадцать лет, мы обзавелись семьями
и детьми, но до сих пор продолжаем дружить
и общаться друг с другом. Это, согласитесь,
говорит о многом. О том, что поддержка
и взаимовыручка были в «Патриоте» не
пустыми словами.
Положа
руку на сердце, признаюсь, что клуб стал
для нас вторым домом. Наши школьные годы
пришлись на непростое для страны время.
Многие из нас были из тех семей, где
родители чуть ли не круглосуточно
пропадали на работе. Пытаясь заработать
на хлеб насущный, взрослые, увы, не могли
уделять должного внимания своим чадам.
Потому мы были предоставлены сами себе
и улице. Кто знает, на какие крутые
повороты судьбы нас бы занесло, не попади
мы в «Патриот»…
Главным
событием в клубе, конечно, были игры, на
которых мы показывали, чему научились
и каких высот достигли в том или ином
деле. Главным зимним событием в «Патриоте»
была игра «Зимний штурм» на базе воинской
части. Там иногда у нас проходили и
рядовые занятия. Вот это было настоящее
подростковое счастье! Мы стреляли из
армейского оружия. До этого мы безупречно
знали устройство автомата, а потому
научились с ним обращаться безопасно
для себя и окружающих. Современные
солдаты, наверное, не все видели в живую
автомат, а мы, дети, в совершенстве им
владели.
Одновременно
с этим мы знали, что такое химическая
опасность, и не из учебников, а из
практики. Мы примеряли на себе костюмы
ОЗК, противогазы, изучили информацию
практических о всех возможных спецсредствах
на случай различных ЧП. В «Патриоте»,
разумеется, нам преподавали и основы
первичной медпомощи, что могло пригодиться
на различных уличных мероприятиях,
особенно в условиях пересеченной
местности.
Отдельно
хочется вспомнить о строевой подготовке.
Это, прямо говоря, было нелюбимое для
нас мероприятие, но обязательное к
исполнению. У нас не было других вариантов,
как только готовиться — словно в армии
вырабатывать строевую выправку. Однако,
спасибо педагогам, даже это методичное
занятие доставляло нам удовольствие.
Все потому, что мы были командой, а без
нее — никуда!
На
«Зимний штурм» собирался весь город —
дети из разных местных школы, всевозможных
клубов и кружков по месту жительства.
Там, правда, было много участников,
некоторые из которых заранее приходили
к нам тренироваться, а мы, конечно, им в
этом помогали.
Отдельная
история с весенними и осенними играми
на пересеченной местности под названием
«Граница». Мы ходили в походы, и в дождь,
и в снег, который однажды, как сейчас
помню, сильно посыпал поздней весной.
В этих вылазках у нас, увы, не было
богатого походного снаряжения, но,
одержимые идеей разведать новые места,
мы оперативно находили решения возникающих
задач. В полях и лесах мы жили в брезентовых
палатках да ватных спальниках, или
просто в одеялах. Летом, в теплую погоду,
мы уходили на длительные, многодневные
походы. Наши педагоги учили нас выживать
в любых условиях. Выживание – один из
самых важных жизненных уроков, которые
мы получили школьниками. Удивительно
ведь, что мы ничего не боялись, не болели
после походов. Мы не были неженками, как
многие современные дети. Нас научили
быть сильными и выносливыми. До сих пор
помню о том, «шишки – это стратегический
запас леса, которые не оставят тебя
голодным». Эта шутка прошла с нами сквозь
года.
Надо
отдать должное нашим педагогам. Их было
немного, но именно с них мы брали пример.
Это Сергей Борисович Леготин, Виталий
Саныч Заварзин, «Вадим» Валерьевич
Иванов (странно как-то, его настоящее
имя Владимир, но мы называли его Вадимом,
видимо, нам так было проще), Аурика
Васильевна Хватова. Эти люди дали нам
намного больше, чем мы могли себе
представить.
С
ними мы изучили саперное дело,
ориентирование в любых условиях и на
любой местности. До сих пор, уже во
взрослой жизни, в горах и сверхсложных
походах пользуюсь этими знаниями.
Понятие магнитного азимута у нас было
как «Отче Наш».
А
еще благодаря педагогам мы овладели
самозащитой и рукопашным боем, великим
множеством других полезных знаний из
служебного опыта наших педагогов. Чтобы
вы понимали, все наши наставники были
из «вояк». Это люди, которые вдохновлялись
и жили своим делом, передавая свой опыт
своим подопечным школьникам. Да, они не
имели педагогического образования, но
такому, чему они учили нас, в институте
и не научат.
Слева направо: Аурика Васильевна Хватова (Дороничева),
Виталий Александрович Заварзин,
Владимир Валерьевич Иванов, Сергей Борисович Леготин
Наверное, нашим педагогам, было сложно с нами, ведь особым послушанием, прямо говоря, мы не отличались и всегда имели собственное мнение. Однажды нам это, кстати, здорово помогло. Власти объявили, что собираются закрыть наш клуб. Забрали помещение, где мы занимались, потом все-таки выдали другое, но попытки ликвидировать клуб, тем не менее, не прекратились. Тогда, отстаивая свой второй дом, всем отрядом, со всеми, кто ходил в клуб, отправлялись в городскую администрацию, убеждали чиновников не принимать пагубных решений, устраивали пикеты, подавали жалобы депутатам… Во время той борьбы мы буквально поселились в новом помещении клуба, потому что боялись, что и его у нас отнимут. Короче говоря, много чего тогда мы делали, чтобы отстоять «Патриот». Конечно, наши тренеры говорили, что, мол, так делать нельзя, не надо обострять ситуацию, чтобы еще больше не усугубить собственное положение. Однако же, они сами нас учили никогда не сдаваться. Вот мы и не сдались. Все тогда у нас получилось, мы отстояли родной клуб.Кристина Усачева на занятиях клуба «Патриот»
Прошло время, мы выросли, разъехались кто куда, надеясь, что наше общее дело будет благополучно существовать и дальше. Сейчас, спустя пятнадцать лет, мне очень жаль, что все патриотическое воспитание детей и подростков в Дзержинске скатилось до уровня школьных «веселых стартов»…Кристина Усачева