Инициативное
бюджетирование – это юридически
закрепленное право граждан определять
расходование средств местного бюджета
на мероприятия, имеющих приоритетное
значение для жителей муниципального
образования. Как отмечает один из авторов
законопроекта Олег Мельниченко,
законодательные нововведения об
инициативном бюджетировании «устанавливают
гарантии реальной вовлеченности граждан
в развитие своих муниципалитетов».
Федеральная
инициатива предусматривает обязательное
ее отражение в бюджетном процессе
российских муниципалитетов с 1 января
2021 года. Однако процесс везде идет
по-разному. Так в Нижнем Новгороде
планируется в 2021 году на инициативное
бюджетирование направить солидную
сумму – 10% собственных доходов. И это
не просто пожелания. В июле городская
Дума региональной столицы на внеочередном
заседании закрепила этот принцип в
Положении о бюджетном процессе города.
В
проекте бюджета Нижнего Новгорода на
2021 год собственные средства планируются
в объеме 15,9 млрд.руб.. То есть, на
инициативное бюджетирование из них –
почти 1,6 млрд. рублей. По словам главы
Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева, это
может быть благоустройство территорий,
ремонт дорог местного значения, или
«то, что горожане посчитают наиболее
важным».
В
Дзержинске ситуация складывается иначе.
В проекте бюджета города на 2021 год на
него закладывается фиксированная сумма
в 40 млн. рублей. Закладываются они в
рамках муниципальной программы «Развитие
дорожной сети, транспортного обслуживания
населения и благоустройство территории
г.о.г. Дзержинск». Почему именно такая
сумма, и почему только в рамках одной
программы? Четких ответов на эти вопросы
чиновники не дают.
Стоит
отметить, что федеральное законодательство
не фиксирует размер суммы, которую можно
направить на инициативные проекты и не
ограничивает их направленность. Также
показательно, что в бюджете Дзержинска
на 2021 год в рамках вышеотмеченной
программы планируется освоить 307,5 млн.
руб.. И дело не только в том, что планируемая
на дзержинские инициативные проекты
сумма явно небольшая. В конце концов
дело новое, необходимо попробовать,
накопить опыт. Большую опасность для
реализации позитивной федеральной
инициативы в Дзержинске представляют
другие вещи.
Прежде
всего местные юридические нормы, которые
будут регулировать этот процесс. На
ближайшее заседание городской Думы
Дзержинска в спешке выносится пакет
документов об инициативных проектах,
разработанный правовым управлением
Думы во главе с Николаем Ненашкиным.
Основной из них – это «Порядок выдвижения,
внесения, обсуждения, рассмотрения
инициативных проектов в городе
Дзержинске». Помимо обязательного
отражения федеральных норм, документ
вносит местные нововведения, содержание
которых находится явно вне идеологии
вышестоящих законов. Главное, что
вызывает серьезные вопросы, это пункт
5.4 этого Порядка, который предусматривает
введение обязательного софинансирования
инициативных проектов со стороны
граждан. В последней его редакции
предусматривается сумма в размере 1%.
Вроде не много, но тем не менее, сам
принцип обязательного софинансирования
противоречит логике федерального
закона.
К
тому сегодня существует федеральная
Программа поддержки местных инициатив
(ППМИ), которая также предусматривает
формат инициативного бюджетирования,
на основе софинансирования граждан (в
пределах 15%). Также в статье 26.1 ФЗ №131
содержится пункт о возможности
имущественного или трудового участии
заинтересованных в инициативном проекте
юридических лиц или граждан, но только
на добровольной основе!
Таким
образом сегодня для продвижения
инициативных проектов существует два
потенциальных препятствия, которые
могут похоронить в дзержинской земле
федеральную инициативу, продвигаемую
сверху в интересах гражданского общества.
Первое– это отсутствие в бюджетном процессе
Дзержинска закрепления самого понятия
инициативного проекта, и фиксации
конкретных сумм на их реализацию.
Положительным опытом Нижнего Новгорода
дзержинские законотворцы явно не
пользуются.
Второе– это возможный принцип обязательного
софинансирования граждан проектов,
которые они могут инициировать на
средства бюджета, что формируется за
счет налогов, собираемых с тех же самых
граждан.
В
случае принятия этой нормы идея
инициативного бюджетирования приобретает
в Дзержинске абсолютно абсурдное
содержание, и вряд ли сможет реализоваться.
Возможность не допустить этого сегодня
находится в руках депутатов городской
Думы и главы города И. Н. Носкова,
администрация которого и будет конечным
ответчиком по реализации инициативных
проектов в нашем городе.
Игорь Соловьев,
заместитель председателя Общественной палаты Дзержинска