А началось первое в этом году заседание Думы с того, что в повестку дня были внесены дополнительные вопросы. Примечательных из них было два. Первый – об освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты Думы Галии Золотаревой. Второй – о назначении на должность председателя все той же палаты до сих пор не известной широкой общественности Эльвиры Топко.
Напомним, в последнее время в дзержинском парламенте шли жаркие споры вокруг этого единственного муниципального органа финансового контроля. Одна часть депутатов настаивала, что он должен стать «независимым», то есть приобрести статус юридического лица. Другая противилась этому, так как считала, что этот шаг приведет лишь к тому, что палата, наоборот, станет зависимой от интересов конкретных думских группировок. Спорили на сей счет соратники двух городских политических тяжеловесов – Валерия Артамонова и Павла Воронина.
Но как показали события последних дней, элиты достигли компромисса. Несмотря на былые споры и громкие заявления, на минувшем заседании депутаты утвердили дату назначения общественных слушаний, на которых будет представлен проект изменений Устава города, что будут касаться как раз самостоятельности КСП. Они состоятся 12 марта. А утверждение нового председателя палаты показало, каким образом удалось политикам разойтись мирным путем. Дело в том, что последнее место работы Эльвиры Топко, если судить по официальной справке отдела кадров Городской думы, копия которой оказалась в распоряжении редакции, – ООО «Тосол-Синтез Инвест». И здесь, думаю, уже никому и ничего объяснять не нужно.
Другой интересный вопрос, который обсуждали депутаты, конечно же, касался изменений бюджета. В город пришли дополнительные субсидии в рамках подготовки к Чемпионату мира, а потому парламентарии настояли, чтобы администрация начала выполнять протокольные поручения, которые Дума дала чиновникам по результатам обсуждения бюджета 2018 года. Мы уже писали подробно о них, но в этот раз еще на заседаниях комитетов народные избранники настаивали, чтобы 7 миллионов было выделено на работу ТОСов, 3,6 млн – на увеличение фонда поддержки территорий («депутатского фонда», за счет которого они оказывают помощь своим избирательным округам), а также 2 млн – на реализацию графика спортивных мероприятий, утвержденного Думой. Впрочем, на заседании глава администрации Виктор Нестеров заявил: «Сегодня у нас непонятная ситуация с погашением кредиторской задолженности и по тем необходимым серьезным затратам, которые необходимо будет дополнить с точки зрения содержания города. В связи с чем я просил бюджетный комитет и депутатов увеличение резерва поддержки территорий и траты бюджета на спортивные мероприятия отложить на февраль». И его слова, кстати, звучали странно, если учесть, что сама же администрация дополнила проект решения по бюджетным правкам предложением о выделении 7 миллионов рублей на статью «Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений в городском округе город Дзержинск» (читай – на строительство православных храмов и актуальные запросы прочих конфессий).
В итоге бюджетные поправки были утверждены депутатами полностью, то есть они не вняли мольбам Виктора Нестерова. Но, к слову сказать, при обсуждении вопроса случился и конфуз. Михаил Орлов начал задавать вопросы по поводу денег для ТОСов: «Я хочу, чтобы вы нам подтвердили, что эти 7 миллионов идут именно на организацию голосования, как это было на совещании озвучено. Кто это может подтвердить, Виктор Сергеевич?». И здесь в зале повисла неловкая тишина…
А после нее прозвучало скромное: «На поддержку ТОСов». Этот ответ не удовлетворил Михаила Михайловича, и он начал уточнять: «Мы же говорили на совещании, что эти деньги идут не на поддержку ТОСов, а на организацию голосования? И на бюджетном комитете озвучили то же самое. Павел Михайлович, вы здесь?» – сказал он и начал искать глазами присутствующего в зале Павла Воронина. «Именно он это и сказал. Теперь говорим, что на поддержку ТОСов», – уточнил депутат.
Сказать, что присутствующие в зале были обескуражены тем, что господин Орлов так просто раскрыл чиновничьи схемы финансирования определенных мероприятий, значит, ничего не сказать. Коллеги по Думе смотрели на Михаила Михайловича расширенными глазами, некоторые хватались за голову или прыскали в кулак. Правда, были и те, кто принялся нелепо оправдывать ситуацию, как, например, предводитель
ТОСовского движения Виктор Софронов. Но получилось как-то не очень.
И слово все равно пришлось взять Павлу Воронину. «У нас программный бюджет, и расписываются бюджетные средства по программным целям. И сейчас решение, которое вы принимаете, оно относится к программе поддержки общественных организаций. В частности, по статье ТОСов… И если ТОСы решат потратить деньги в том числе на организацию мероприятий, которые направлены на проведение общественного информирования и голосования по поддержке «Комфортной среды», то наши юристы рассмотрят и примут решение, насколько это будет справедливо…» – сказал заместитель главы администрации по внутренней политике, который курирует не только общественные организации, но и выборы.
В общем-то, дальше никому и ничего объяснять уже было не нужно. Конечно, ТОСы решат так, как надо решить. И деньги, которые им выделены из бюджета, обязательно будут направлены на голосование. Мы в этом не сомневаемся. Как никогда не сомневались и в том, что территориальное общественное самоуправление изначально было обласкано администрацией исключительно для решения выборных задач людей, которые сегодня находятся у власти. Но это уже другая история, которую мы еще расскажем.
Сергей Кулаков