Эту информацию на заседании бюджетного комитета Городской думы подтвердил заместитель директора департамента финансов администрации Дзержинска Александр Сливаев.
У города нет на то возможностей. Изменить ситуацию, то есть включить в бюджет-2017 энное количество миллионов на кормежку школьников, у народных избранников вряд ли получится. И времени не останется, и с источниками финансирования будет туго.
Как заметил председатель думского комитета по городскому хозяйству Олег Богданов, у парламентариев будет всего 10 дней на принятие бюджета. И когда работа вышла на стадию общественных слушаний и публикации документа, стучать кулаком по столу уже поздно. Впрочем, политический пиар на чужой проблеме для Дзержинска уже давно обыденное явление. Вот и депутаты, которые в начале текущего года сами же отменили бюджетные выплаты, не унимаются, демонстрируя озабоченность их решением.
Пока сегодняшние предложения депутатов можно признать пустыми. Некоторые требуют долгого и тщательного анализа, прочие вообще находятся за рамками правового поля. Из разряда таковых предложение депутата Юрия Шахунца о доплатах на питание за счет средств поддержки территорий, которые предусмотрены для каждого из 36 депутатов Гордумы. На 2016 год размер так называемых депутатских фондов составляет 400 тыс. руб. Юристы пояснили, что средства фондов по положению нельзя тратить на адресные выплаты жителям округа, пусть и нуждающимся в денежной помощи.
«Лучше вам не соваться. Вот мой вам совет», – заявила коллега Шахунца Людмила Кемайкина, которая было попыталась за счет средств своего фонда обеспечить питание двух школьников. Но попытка, как можно было понять, не увенчалась успехом. Вышло, что называется, себе дороже. Негативные последствия такого шага Людмила Викторовна конкретизировать не стала.
Продолжая дискуссию об источниках финансирования, Олег Богданов предложил «прошерстить» бюджетные учреждения, которые, по его мнению, тратят неоправданно много средств на собственное содержание.
«Я, извините за выражение, просто «офигел», когда увидел документы на покупку супердорогих компьютеров и бытовой техники МБУ «Город», – не сдерживал эмоций парламентарий.
– Например, микроволновку, которую можно купить за полторы тысячи рублей, там покупают за семь тысяч. Вот это все надо поднять, вытрясти, и поверьте, будет несколько миллионов по всему городу».
Но в целом депутаты сошлись во мнении, что какое бы предложение о возможных источниках финансирования сейчас ни прозвучало, время для восстановления бесплатных завтраков в 2017 году уже упущено. И основным виновником утраченной возможности депутаты называют администрацию Дзержинска, которой они еще в начале года поручили разработать более детальные критерии определения льготных категорий, которые имеют право на бесплатные завтраки, а также механизмы перечисления денежных средств организаторам школьного питания. Народные избранники переживают за то, что количество действительно нуждающихся в бесплатных завтраках гораздо меньше, чем то, о котором заявляет социальный блок администрации. Депутаты упирают на то, что в Дзержинске немало многодетных детей с приличным достатком. Доходы позволяют им кормить своих чад за собственный счет, но они «по-наглому», как заметили некоторые депутаты, пользовались бюджетной льготой.
Питаться за счет бюджета, по мнению народных избранников, имеют право только дети из малообеспеченных семей. По оценкам депутата Александра Терентьева, из того количества семей, что получали льготы, только четверть реально нуждается в такой поддержке. В 2015 году бесплатные завтраки в школах, по данным департамента образования администрации Дзержинска, получали 3029 учащихся. Основываясь на таком же количестве школьников, чиновники вывели сумму, которая необходима в 2017 году на восстановление льготы. Речь идет о 13,9 млн руб. Понятно, что такую сумму в будущем году бюджет не осилит. Вот депутаты и настаивают на том, чтобы администрация города конкретизировала критерии, по которым можно было бы составить более объективную картину об уровне доходов каждой конкретной семьи, отсеив тем самым энное количество претендентов и сократив расходы бюджета на оплату бесплатных завтраков. С помощью этого можно выйти и на более минимальную сумму финансирования, скажем, 5 млн рублей, которая представляется уже вполне реальной для местной казны.
Предложения по критериям оценки получателей льгот депутаты ждут от чиновников уже в ноябре. Только после этого парламентарии планируют вернуться к вопросу восстановления финансирования бесплатных завтраков.
Возможность сокращения собственных управленческих и организационных расходов депутаты Городской думы пока не рассматривают. Между тем одна только реализация предложения общественников по ликвидации штатных помощников депутатов Гордумы освободила бы расходы местного бюджета на 9,5 млн руб. Есть и другого рода предложения, например, сокращение ставок трех депутатов Гордумы на освобожденной основе, реализация которых, очевидно, ускорила решение вопроса по восстановлению бесплатных завтраков. Однако народные избранники, многие из которых люди весьма состоятельные, как видим, не торопятся отключать некоторые затратные опции в пользу менее обеспеченных сограждан, предпочитая перекладывать ответственность на исполнительную власть, которая, по существу, работает в рамках правил, продиктованных властью представительной.
Вадим Щуренков