Последняя в этом театральном сезоне премьера у наших кукольников получилась, прямо сказать, совсем не детской. Поэтому тем, кто ходит в театр исключительно на сказочные спектакли, наверное, нужно подождать и чуть-чуть дорасти. Чтобы не остаться разочарованными и получить от постановки настоящее удовольствие. Автором пьесы, написанной в жанре политического памфлета, стал главный режиссер театра кукол Владимир Казаченко, он же работал над постановкой спектакля. «Как фашистский генерал воевал» – это карикатура на фашизм. Причем не только и, может быть, не столько даже на политическое явление, которое и привело к Великой Отечественной войне. Режиссер, как показалось, говорит о фашизме в широком понимании этого слова.
У него фашизм – это уже имя нарицательное…
О том, что это прежде всего эгоизм, режиссер показывает на примере главного действующего лица постановки – фашистского генерала. Хотя лица-то у него и нет. Как, впрочем, лишен человеческого облика и его денщик Фридрих Зуппе (имя его, кстати, генерал намеренно или случайно постоянно коверкает, меняет «у» на «о», так что зрителям слышится такое слово, которое не принято произносить вслух), да и солдат-мотоциклист (Александр Кашенин) тоже. Поэтому, видимо, даже в афише они названы просто «ожившими карикатурами». Ведь ни в одном из них, кажется, не осталось ничего человеческого и потому вместо лица у этих персонажей – маска-рыло. Бесноватый генерал фон Лоб фон Зоб (Сергей Зицер) носит вместо человеческого лица свиное рыло. Его туповатому денщику (Михаил Ларин) досталось рыло обезьянье. А их мотоциклисту (Александр Кашенин) и вовсе – то ли гусиное, то ли индюшачье. Хотя они, кажется, даже не замечают за собой ничего странного. Однажды только, обеспокоенный своим внешним видом, генерал смотрится в зеркало и поражается: «А что это там за гадость?». «Эта гадость вы», – слышит он от денщика и тут же успокаивается и даже находит, чем полюбоваться… Самодовольство его не знает границ. За ним он не замечает, насколько глуп.
Так, даже застрявшего в бочке денщика генерал заставляет приветствовать себя, любимого, по всей форме. А какая может быть форма, если из бочки торчат только ноги? Вот из них-то Зуппе и состряпал какую-то немыслимую фигуру – так сказать, отдал честь. С военным приветствием это глупое чертыхание не имело, конечно, ничего общего, но ведь главным было угодить генералу, и тот остался доволен.
Генерал, как каждый настоящий эгоист, вообще оказывается очень требовательным к себе персонажем. Так что даже военные действия, разворачивающиеся в деревушке, в которой остановились фрицы, не так волнуют его, как собственный голод. «На фронт каждый дурак может! – говорит генерал своему денщику и требует: – А ты сначала меня накорми!» Генерал занят не войной даже – исключительно собственной персоной. Поисками еды, а вовсе не военными действиями, обеспокоен исполнительный Зуппе. Поэтому основные «боевые» действия разворачиваются не на поле боя, а вокруг поросенка Пашки. Ведь эта свинья – единственное, чем можно поживиться в деревне, и фрицы устраивают на него настоящую охоту…
За основу для пьесы режиссер взял карикатуры Кукрыниксов. Людям постарше работы художников Куприянова, Крылова и Соколова наверняка хорошо знакомы. Может, конечно, не все знали, кто прячется под именем Кукрыниксов и что это мудреное название складывается из начальных букв фамилий художников-сатириков, но карикатуры их все равно у всех «на глазу». Потому что не запомнить их невозможно. Во времена СССР, когда политическая сатира была в моде, их работы печатались в самых «главных» советских газетах, включая «Правду». А потом и в юмористическом «Крокодиле». Это их агитационные и пропагандистские плакаты, призывающие к борьбе с врагом, появились сразу после начала Великой Отечественной войны.
Выразительные сатирические иносказания Кукрыниксов нашли по-настоящему живой отклик в душе главного режиссера и вдохновили его на написание пьесы. Идеи художников-карикатуристов дзержинские кукольники (которые, кстати, в этот раз выступили в непривычном для себя амплуа и продемонстрировали талант драматических актеров) переложили на свой лад. И работы художников от этого точно не пострадали. Настолько остроумной получилась постановка. При всей внешней простоте и общепонятности, комичности она оказывается не простой комедией, а сатирой.
Так наши кукольники сумели рассказать простую и смешную на первый взгляд историю о немецком генерале и познакомили с творчеством больших художников зрителей своего театра. И в очередной раз доказали, что театр кукол не только для детей.
Елена Богомазова