Дзержинское время

 

«Ревнивец» и другие

Сразу стоит сказать, что Марк Камолетти – невероятно популярный сегодня французский драматург. Достаточно сказать, что его комедия «Боинг-Боинг» вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как пьеса, которую чаще всех других ставят на театральных сценах всего мира.
Собственно, само имя Марка Камолетти на афише уже гарантирует постановке половину успеха. Однако даже очень удачно написанную пьесу можно испортить неуверенной игрой. Поэтому простыми для постановки комедии Камолетти никак не назовешь. Огромное количество текста, живых, динамичных диалогов, которые не терпят пауз и сбоев, требуют от актеров большого напряжения и собранности на протяжении всего действия.
К счастью, для дзержинской постановки «Ревнивца» режиссер Андрей Подскребкин собрал команду актеров, которая давно уже «сыгралась» именно в комедийных пьесах: Артем Баранов, Екатерина Максименко, Иван Никулин, Ирина Минаева. Всех их, например, можно увидеть в главных ролях другой комедии драмтеатра «Странный отель для нежных сердец». Кстати, на наш взгляд, именно в этой пьесе особенно четко обозначился комедийный актерский тандем Никулина и Баранова, который и перекочевал в «Ревнивца». Хотя пьесы, конечно, очень отличаются друг от друга. Что касается исполнительниц женских ролей, то в «Ревнивце» особенно хотелось бы выделить работу Марии Шиманской, сыгравшей служанку в доме главных героев Мари-Луизу.
Кстати, служанки в пьесах Камолетти вполне достойны того, чтобы выделить их в отдельный разряд персонажей. Как, например, существует амплуа героя-любовника, так, на наш взгляд, вполне можно создать обобщающий образ «служанки Камолетти». Забавные чудачки, немножко бестолковые, чуть неуклюжие и рассеянные и вечно сующие везде свой нос, но в то же время бесконечно обаятельные и милые, готовые ради благополучия своих хозяев изворачиваться и постоянно что-то придумывать. Они не какие-нибудь приходящие-уходящие домработницы, а чувствуют себя полноправными членами семьи, которые в курсе всех домашних дел, интриг и секретов, и потому становятся непосредственными участниками разворачивающихся событий.
Именно такая «мадемуазель» в исполнении Марии Шиманской постоянно появлялась на сцене, действуя остальным героям на нер-вы и путая их планы.
Кстати, еще одна особенность Камолетти-драматурга: он совершенно не заморачивается на тему выбора имен для своих героев. Практически во всех его пьесах фигурируют Робер и Бернар, Жаклин и Мари, в общем, автор не стремится к персонализации. Его герои, можно сказать, не конкретные люди, а некий собирательный образ, например, образ молодого успешного парижанина или кокетки-жены молодого успешного парижанина.
К тому же «Ревнивец», как и другие пьесы Камолетти, – классическая комедия положений. Поэтому нет ничего необычного в том, что манера игры актеров, как правило, бывает преувеличенной и даже гротескной: если уж актеры изображают скованность от вранья, то эта скованность доходит до совершенно деревянных телодвижений, а если уж герой испугался за свою жизнь, то будет в прямом смысле лезть от этого страха на стену. Собственно, перед актерами не стоит цель глубоко проникнуть в характер своего персонажа, выявить причины и мотивы поведения, «прожить» его историю. В этих пьесах главные не участники событий, а сами события, что, наверное, и делает их такими популярными среди зрителей, которые идут в театр, чтобы отдохнуть, не загружая себя лишними деталями, посмеяться, получить заряд хорошего настроения и… спокойно забыть увиденное на следующий день.
Пересказывать сюжет пьесы было бы нечестным по отношению к зрителям, поскольку именно в нем заложен весь комический эффект. Скажем только, что в цент-ре событий будет классический любовный треугольник: ревнивец-муж, неверная жена и ее любовник. Правда, потом он перерастет в четырехугольник, а там и в пяти-угольник, но разбираться в этих запутанных геометрических фигурах предлагаю самим зрителям. Скажу только, что те дзержинцы, кто уже побывал на «Ревнивце», получили немало удовольствия.

И это только начало

Как обычно, на открытии сезона руководство театра поделилось со зрителями своими планами на предстоящие полгода. Как мы уже писали, следующий премьерный спектакль состоится совсем скоро. В ноябре дзержинцы увидят на сцене театра героев пьесы Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец», который поставит молодой режиссер и актриса театра Мария Шиманская. Это будет уже совсем другая история, требующая от зрителя внимательности, вдумчивости и сострадания. Кстати, для Марии Шиманской «Стеклянный зверинец» станет своеобразным дебютом в качестве постановщика спектакля для взрослых. До этого в ее режиссерском послужном списке были только спектакли для детей.
И надо сказать, весьма удачные, например, любимые ребятней сказки «Каша из топора» и «Исчезновение принцессы Фефелы III».
Кстати, малышей в этом году ждет тоже немало сюрпризов от театра. Во-первых, с октября и до самого Нового года каждые выходные драма будет показывать, не повторяясь, новую сказку из своего репертуара. А к зимним каникулам актеры уже начали готовить праздничное представление. На открытии сезона заведующий литературной частью театра Александр Расев открыл наконец тайну – в основу новогоднего представления для детей ляжет произведение Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все».
В марте ко Дню театра дзержинская драма планирует постановку одной из пьес классической русской драматургии и, вероятно, для ее осуществления в наш город будет приглашен новый, пока незнакомый дзержинцам режиссер. А вот к закрытию сезона главный режиссер театра Андрей Подскребкин готовит любимую многими пьесу Александра Вампилова «Старший сын».
Кроме того, в течение всего театрального сезона Дзержинск в рамках проекта обменных гастролей «Уездный город» посетят несколько театральных коллективов из других городов России, как знакомые, так и совершенно новые.
Марина Ипатова