Жизнь артиста и жизнь с артистом
Начнем с того, что Михаил Смоляницкий ставит спектакли нечасто. Как он рассказал в интервью «ДВ» в начале мая, для него спектакль – это целый проект и он хотел бы представить что-то непривычное для дзержинцев.
В основу пьесы «Жизнь артиста» легла неоконченная повесть Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова». Впрочем, выступая перед спектаклем, заместитель директора театра Игорь Тарасов «успокоил» публику тем, что в постановке мало чего осталось от Достоевского. И все равно назвать «Жизнь артиста» простым спектаклем либо тем, что смотрится на одном дыхании, невозможно. Это, как сейчас часто говорят, «психологическая драма» – история мучений человека, одаренного талантом, но не понимающего, для чего он ему дан. И история, требующая большого внимания и мысленной работы со стороны зрителей.
Создатели спектакля подчеркивают, что пьеса не является пересказом сюжета «Неточки Незвановой», это, скорее, «игра с Достоевским», рассуждения или, выражаясь музыкальными терминами, вариации на тему, заданную Федором Михайловичем. Поэтому не хотелось бы даже сравнивать «Жизнь артиста» с «Неточкой». Однако этого не избежать. Тем более зрителям, которые знакомы с текстом повести.
Как и у Достоевского, в центре сюжета странная семья: отчим – музыкант Ефимов (Денис Мартынов), уверовавший в уникальность и исключительность своего таланта и потому не способный найти свое место в жизни, его жена Анна (Наталья Дунаева) – любящая женщина, вынужденная тащить на себе всю семью, ее дочь Неточка (Екатерина Рязанова) – девочка-мечтательница, полюбившая отчима до такой степени, что стала желать смерти мамы. Много позже, уже под старость, она поймет, как была несправедлива к матери и как повлиял на всю ее жизнь Ефимов. Но изменить ничего уже нельзя.
Нужно сказать, что спектакль оставляет все-таки не такое мрачное ощущение, как повесть Достоевского. Совершенно иначе выглядят отношения Неточки и Анны, другим предстает и Ефимов. Он вызывает, скорее, жалость и сочувствие, чем неприязнь. Трагедия Ефимова – в его неспособности идти на компромисс. Для него сыграть на вечеринке для богачей то же самое, что и сделка с совестью. Он не понимает, что судьба дала ему очень многое и помимо таланта – любовь прекрасной женщины, обожание ребенка, преданного друга. А может быть, и понимает, но все равно готов принести все это в жертву сцене и славе. Вот только жертва эта оказывается никому не нужна.
Время и место действия в спектакле очень условно. Это могут быть и времена Достоевского, и Петербург начала 20-го века, и современные дни. Собственно, это и неважно, ведь проблемы, которые поднимают авторы, мучили людей всегда. Не ошибусь, если скажу, что терзания Ефимова хотя бы раз посещали каждого из нас.
И неважно, творческой профессией занимается человек или нет. Всем нам иногда кажется, что нас недооценивают, что мы заслуживаем большего. Либо считаем себя умнее (красивее, старательнее, добрее) других.
Вторая «вечная тема», которая всегда занимала Достоевского, – это поиск истоков зла: что толкает людей на преступление, ненависть и злые мысли? Он выводит на свет «бесов», которые живут в каждом из нас. Причем очень часто у Достоевского эти «бесы» принимают облик конкретных людей. Вот и Ефимова в свое время сбил с пути истинного скрипач Инферниус (Вячеслав Рещиков), внушив ему опасную мысль об исключительности. Но позже сам Ефимов невольно становится таким же «бесом» и для маленькой девочки, своей приемной дочери Неточки, которая заражается от него той же болезнью – болезнью сцены.
В спектакле много оригинальных приемов и эпизодов, которые порой трудно объяснить: актеры танцуют на роликах, на заднем фоне появляется видеоряд, постоянно возникают персонажи из прошлого, буквально «дежурят» на сцене «черти», показывая при этом фокусы. Режиссер как будто постоянно уводит зрителя от реальности, погружая в мир отрывочных воспоминаний и галлюцинаций героев. И все это на фоне красно-черно-желтых декораций. В постановке также много самой разнообразной музыки – от классики до легкомысленных немецких песенок.
Среди актерских работ хотелось бы особенно выделить роль Анны, которую сыграла Наталья Дунаева. Если у Достоевского мать какой-то призрачный невнятный персонаж, то в спектакле Анну можно назвать центральной героиней. Дунаевой удался образ воздушной мечтательницы, преданной любящей женщины, настоящей спутницы Таланта, способной на жертвы и стойко переносящей все обиды. Рядом с ней Ефимов выглядит особенно жалким, хотя и смот-рит на всех сверху вниз.
В целом же сложилось впечатление, что спектакль (довольно продолжительный, кстати, по времени) очень непросто дается актерам – главные герои практически постоянно находятся на сцене и вынуждены быть все время «на нерве», перевоплощаться, переходить из одного состояния в другое. Так что работа в этой пьесе стала, можно сказать, своеобразным экзаменом для актеров. Зрители же спектакля в свою очередь получили сложное домашнее задание на предстоящие летние каникулы – подумать о смысле жизни, о своем месте в ней, о природе таланта и ценности отношений с близкими людьми.
Позади сезон, впереди – работа
После спектакля вместе с актерами на сцену поднялись директор театра Юрий Кислинский, главный режиссер Андрей Подскребкин, глава города Сергей Попов, глава администрации Виктор Нестеров, а также друзья и поклонники театра, чтобы вместе подвести итоги уходящего сезона и поздравить труппу с премьерой. Руководители театра напомнили, какие спектакли впервые появились в репертуаре в этом году – это комедии «Ревнивец» и «Старший сын», драма «Стеклянный зверинец», детский спектакль «Мой друг Винни-Пух». Пятой премьерой стала «Жизнь артиста».
Несколько актеров в этом году получили награды и дипломы различных уровней: актер Андрей Крайнюков и заведующий литературной частью театра Александр Расев – благодарность министра культуры РФ, артисты Зоя Морозова и Вячеслав Рещиков – городской приз «Театральная маска». Дипломы по итогам зрительского голосования «За лучшую женскую роль» вручили Екатерине Балуниной за роль Лауры в спектакле «Стеклянный зверинец», «За лучшую мужскую роль» – Денису Мартынову за роль Тома в том же спектакле.
Впереди же театр и труппу ждет юбилейный, 70-й сезон. В драме уже открыли тайну – первой премьерой нового сезона станет спектакль по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», который поставит главный режиссер Андрей Подскребкин. Также режиссер Валентин Морозов приступает к репетициям нового детского спектакля – сказке «Финист Ясный Сокол». А летом творческий коллектив отправится в Екатеринбург для участия в театральном фестивале «Коляда Plays». Подробностей ждем уже в следующем театральном сезоне.
Марина Ипатова