В начале года депутатами областного законодательного собрания Нижегородской области был принят Закон «О безбарьерной среде для маломобильных на территории Нижегородской области». Согласно сему документу, все объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры должны быть оснащены необходимыми для людей с ограниченными физическими возможностями приспособлениями.
Корреспондент «Дзержинского времени» решил проверить, как этот закон выполняется в нашем городе и вместе с активистом дзержинской общественной организации опорников и колясочников «Иные» Сергеем Кузнецовым прогулялся по улицам Дзержинска.
Начнем с того, что попасть, например, в аптеку инвалиду-колясочнику весьма и весьма непросто, поскольку лестницы большинства из них не оборудованы ни поручнями, ни тем паче пандусами. «Допустим, взобраться на лестницу, попросив кого-нибудь из прохожих придержать коляску сзади, я смогу. Дальше – дверь, которая, как правило, открывается в одну сторону (хорошо, если внутрь…) опять приходится обращаться к людям…», – говорит Сергей.
Та же проблема и с «проникновением» (извините, но иначе сей процесс назвать нельзя) колясочника в торговые центры.
Например, стоим мы с моим новым знакомым у магазина женской одежды и молча взираем на лестницу, построенную под таким углом, что и «ходячему» человеку по ней подниматься боязно. «Может девушка, лишенная возможности ходить, взобраться на эту «гору» и выбрать себе одежду? – задает вопрос Сергей. Ответ, увы, очевиден и однозначен…
Примечательно, что лестницы-«эвересты» пристроены ко многим торговым точкам. Справедливости ради отметим, что некоторые из них оборудованы пандусами, правда, они, более похожи на тренажеры для любителей экстремальных видов спорта, нежели на средства подъема инвалидной коляски.
Не исключение и продуктовые магазины. По словам Сергея, он, как и большинство людей, выбирает продукты по их доступности. Вот только если для всех доступность заключается в основном в цене, то для инвалидов – в возможности попасть в магазин.
Общественный транспорт для человека, передвигающегося на коляске, также практически не доступен. Проблемы те же: узкие двери и отсутствие подъемников или хотя бы пандусов. Кроме того, сложно представить инвалида, «забившегося» в маршрутку или троллейбус в час пик.
Как сказал Сергей, человек, не имеющий возможности самостоятельно передвигаться, постоянно вынужден надеяться на помощь друзей, соседей или просто прохожих. Вместе с этим никто не хочет быть обузой для окружающих… «Понимаете, инвалид зачастую не имеет возможности даже прогуляться перед сном: неудобно вечером тревожить людей. По той же причине день, когда нам с друзьями-колясочниками удается встретиться всем вместе, мы считаем чуть ли не праздничным. Значит, каждый нашел себе сопровождающих, которые смогли выкроить время и помочь человеку преодолеть все архитектурные преграды…» – посетовал Сергей.
Даже на прием к мэру города колясочнику попасть весьма проблематично: кабинет градоначальника находится на третьем этаже, а пандус есть только на первом. То же касается и здания Городской думы. Там, правда, есть лифт, но он не останавливается на втором этаже.
«Вообще, в России инвалид сам себе не хозяин и всегда зависит от многого: от людей, от погоды, от обстоятельств…» – подводит невеселый итог Сергей.
Возникает вопрос: почему?! Почему государство в целом и отдельно взятый Дзержинск в частности ничего не делает не то что для удобства, а просто для полноценной жизни людей, лишенных возможности нормально передвигаться? Почему эти люди большую часть своего времени вынуждены проводить в четырех стенах, поскольку не имеют возможности без посторонней помощи покинуть свой дом?..
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 20 августа 2009 года)
Евгений Павлычев