В свой первый эксплуатационный рейс Горький – Казань теплоход «Ракета» вышел 25 августа 1957 года. Этим рейсом было положено начало организации скоростных перевозок пассажиров на речном транспорте в СССР. Впервые к дзержинской пристани «Ракета» причалила в навигацию 1961 года, открыв скоростную линию Горький – Шиморское.
Летали, а не плыли
Быстроходные суда на подводных крыльях типа «Ракета» были способны скорее «лететь», чем плыть по рекам и морям. Белоснежные, стремительные, словно взлетающие в небо чайки, довольно шумные, но мощные и быстрые, скоро стали любимым видом пассажирского речного транспорта дзержинцев. «Ракета» положила начало рождению целого семейства скоростных пассажирских катеров на подвод-ных крыльях. Их создателем стал наш земляк – нижегородец Ростислав Евгеньевич Алексеев. Первую «Ракету» к рейсу Горький – Москва на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов готовили тщательно и с любовью: покрасили в белый цвет, украсили флагами.
Рано утром 26 июля 1957 года «Ракета» стартовала от причала заводского затона в Горьком и пришвартовалась к дебаркадеру Химкинского речного вокзала в Москве. Расстояние в 930 км по рекам Оке и Москве она покрыла всего за 15 часов без остановок и дозаправки, за штурвалом судна стоял главный конструктор судна Алексеев. «Ракету» в Москве ждали, встретили бурными овациями. Принимал «Ракету» сам глава государства Н.С. Хрущев.
Покоренный ее скоростью, маневренностью и дизайном, удостоил конструкторов-разработчиков во главе с Ростиславом Алексеевым Ленинской премии.
По его личному распоряжению в Горьком было образовано ЦКБ судов на подводных крыльях, которое вскоре приступило к разработке экранопланов, судов на воздушной подушке и судов скегового типа. Первые суда выпускались на заводе «Красное Сормово», серийный же выпуск быстроходных теплоходов был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». В 1961 году в серию пошел новый тип гражданских СПК (судов на подводных крыльях) «Метеор». Он брал на борт 115 человек, имел комфортабельный салон с баром и кафе, большую дальность хода с двумя двигателями вместо одного. «Ракетами» в народе тогда называли практически все схожие с ней по конструкции суда. Быстроходные теплоходы, обслуживавшие окские линии, были приписаны к Дуденевской РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) Московского речного пароходства.
На местных линиях
Документы свидетельствуют: первый теплоход на подводных крыльях «Ракета-33» Московского речного пароходства, приписанный к Дзержинской пристани, в навигацию 1961 года поначалу работал в Рязанском речном порту в экспериментальном режиме на линии Рязань – Касимов. По итогам эксперимента приняли решение: «Несмотря на ряд посадок судна на мель и сложности для плавания скоростных судов по Оке, целесообразно продолжить эксплуатацию «Ракеты» на окских линиях при условии строжайшего соблюдения правил плавания и снижения скорости хода на отдельных участках». Та самая первая «Ракета-33» долгое время работала на линиях Горький – Касимов – Муром, Горький – Шиморское – Вареж, Горький – Шиморское – Горький.
Но на этом ее история не закончилась. Приказом начальника МРП от 03.08.1979 года теплоход был передан на баланс КГБ СССР по городу Москве и Московской области и переименован в «Феликс Дзержинский». По водным путям скоростные суда неслись со скоростью железнодорожного экспресса, что для водного транспорта было делом неслыханным: ведь до этого 60-70 км/ч развивали лишь катера и спортивные скутеры. Ко всему на «Ракете» было удобно и комфортно: открытая площадка в виде прогулочной палубы в корме судна, просторный салон, удобные пассажирские кресла аэрофлотовского типа располагали к приятной поездке.
Водный транспорт дзержинцами был востребован, пассажиропоток постоянный и довольно плотный: дачники, горожане, жители окрестных деревень правобережья Оки стремились на рынок в Дзержинск торговать дарами своего хозяйства… Надежно служил быстроходный речной флот! Ведь добраться автобусом с того берега в Дзержинск и обратно было довольно проблематично. Надо сделать здоровенный крюк, а личный транспорт тогда – редкость.
Служили Оке
В разные годы к Дзержинскому порту были приписаны «Ракеты» 106, 110, 111, 123, 158, 167, 171, 198, суда других проектов – всего 11, позже – «Заря-182», «Заря-226», теплоход «Восход». Суда на подводных крыльях обеспечивали значительное количество водных маршрутов. С годами на Оке открывались новые линии: в 1965 году – Горький – Елатьма, рейсы до Оленино, Дудина монастыря, Горбатова, Мурома при стоимости билета до Мурома в 80-е годы в 5 рублей с небольшим. Из Дзержинска на «Ракете» можно было добраться до пристани «Вареж» (Павловский район). Работала линия Жайск – Шиморское – Горький – Жайск с организацией двух дополнительных остановочных пунктов в Низково и Захарово. Также дзержинцы на «Ракете» могли прогуляться вниз по Оке, а затем по Волге до Чкаловска.
Из года в год речной флот пополнялся новыми скоростными судами, и к 1971 году на дальних пассажирских линиях они окончательно вытеснили пароходы. Так, в навигацию 1973 года скоростную линию Горький – Касимов обслуживало до 10 скоростных судов типа «Ракета», спустя три года на этой линии выполнялось до 15 рейсов в сутки. Открыли два новых рейса: Дзержинск – Павлово, из Дзержинска в Горький быстроходные красавцы-суда отправлялись каждый час по двенадцать рейсов в день. Увеличивалось количество отправлений «Ракет» до Павлова, Елатьмы, Мурома, Касимова. С появлением нового теплохода «Заря» – настоящего речного автобуса, имевшего скорость 40 км/час, возможности речного транспорта значительно расширились. «Заря» подходила прямо к берегу, как говорили тогда, «утыкалась в прибрежные кусты» с высадкой и посадкой пассажиров без устройства причального хозяйства.
В 1979 году «Заря» обслуживала новую линию: Дзержинск – Дудин монастырь. К Дзержинскому речному порту было приписано две «Зари» – 182 и 226. Однако в 1986 году на «Зарю» наложили запрет, так как ее «движение по реке пагубно влияет на мальков рыб и разрушает берега». В следующем году новый теплоход «Москва-185» заменил этот речной автобус. В 1982 году «Ракеты» из Дуденевского затона перевели «на зимовку» в Бабинский затон.
Капитаны «ракет»
Капитанами на быстроходных судах служили опытные речники, зачастую начинавшие свое восхождение на капитанский мостик с должности рядового матроса или юнги безусыми пацанами.
Навигация 1976 года. Вихрем мчится «Ракета-75» вниз по Оке из Мурома в Горький. На рейде в Дзержинске теплоход каждодневно непременно встречался с «Ракетой-167», идущей из Горького в Муром. За штурвалом первой – шестидесятилетний капитан Сидор Семенович Чернышов. Он коренной окарь – вырос на берегах Оки. Его детская мечта стать капитаном сбылась не сразу. С 1959 года он водил грузовые и пассажирские суда по Оке и Волге и лишь спустя годы стал капитаном «Ракеты». А в рубке «Ракеты-167» – капитан Алексей Иванович Филюшкин, тоже опытнейший речник. Рядом с ним – капитан-дублер Владимир Николаевич Бородин, механик Лер Васильевич Яшков. А спустя десять лет капитаном на той «Ракете-167» служил потомственный речник Юрий Федорович Кузнецов – один из лучших капитанов скоростного флота Московского речного пароходства. Немало навигаций он провел на Оке, доставляя пассажиров по линиям Горький – Павлово – Жайск, Горький – Касимов.
В числе передовых коллективов Дзержинского порта тех лет – дружная команда теплохода «Ракета-132» во главе с капитаном И.И. Темновым, всегда в передовых – команда потомственного капитана В.А. Мордасова. Его дед, отец, дядя, родной брат служили речниками – капитанами. Шесть навигаций отработал Мордасов на грузовых судах и вот дослужился до капитана «Ракеты» в 1980-е годы, совершая самые дальние рейсы в Касимов, Муром, Шиморское. Водный путь до Касимова в 405 километров его «Ракета» преодолевала всего за 8 часов. До Горбатова «Ракета» «летела» 40 минут, а теплоход «Москва» добирался туда за 2,5 часа.
Разница большая! «Работать на Оке было намного труднее, чем на Волге – ведь она шире, глубже. На Оке перекатов мелких много, – вспоминал ветеран речфлота Ю.Ф. Кузнецов. – Бывало, встретишь теплоход на перекате между буйками (белый буй показывал левый берег, красный – правый), дорожка между ними совсем узкая – по рации договариваешься, как разойтись судам». За каждой «Ракетой» была прикреплена команда: капитан, два сменных капитана, три моториста-рулевых, три матроса.
В каждой смене по три человека. Все лето на воде, всю зиму на ремонте. Осенью поднимали «Ракеты» на баржи, на палубы теплоходов, иначе лопасти, крылья могли вмерзнуть в лед. Ну а летом без праздников, без выходных наши речники трудились на Оке. И так из года в год.
Аварийные ситуации
Редко, но все же с быстроходными судами на Оке случались аварии. Документы утверждают: причиной был человеческий фактор. Так, например, 9 июня 1974 года на первом Оленинском перекате в 11 часов 30 минут произошло столкновение «Ракеты-75» с составом теплохода «Окский-38». На подходе к приверху Оленинского острова капитан-дублер В.Н. Овчинников, управлявший теплоходом «Ракета-75», увидел на втором Оленинском перекате идущий навстречу теплоход «Окский-38» под управлением капитана – второго помощника механика В.А. Бекбулатова, который под правым бортом буксировал плавучий кран.
По радиостанции вахтенные начальники судов договорились о порядке расхождения судов. Когда расстояние между судами было около 500 м, с «Ракеты-75» последовала отмашка на расхождение правыми бортами, которую на теплоходе «Окский-38» приняли и продублировали. После обмена отмашками на расхождение на «Ракете» засомневались в безопасности расхождения правыми бортами и капитан-дублер Овчинников резко изменил курс в левую по ходу сторону. Однако не смог выровнять курс и ударился своим правым бортом об угол буксируемого плавучего крана.
В результате удара теплоход «Ракета-75» получил значительные повреждения корпуса в надводной и подводной частях. Побывала в аварийной ситуации и «Ракета-101», оборудованная четырьмя фарами для проведения испытаний в темное время суток и при пониженной видимости. 12 августа 1989 года теплоход «Ракета-101» следовал вверх по Оке со скоростью 60 км/ч под руководством капитана – первого помощника механика А.Д. Ефремова, а за штурвалом находился вахтенный рулевой-моторист В.Ф. Окунев.
Условия погоды и обстоятельства благоприятствовали рейсу: видимость хорошая, слабый ветер, береговые и плавучие знаки навигационного оборудования судового хода находились на штатных местах и действовали исправно. В 19 ч. 45 мин., проходя самый затруднительный участок, – перекат Каменка (Рязанская область) теплоход «Ракета-101» уклонился с оси судового хода влево, зашел за красный буй № 342 и с полного хода встал на мель. Рулевой-моторист В.Ф. Окунев, находясь за штурвалом скоростного судна, не контролировал обстановку до самого момента посадки на мель. Судно шло на полном ходу в положении «на крыльях». Акт расследования выявил, что капитан не взял в руки штурвал на подходе к перекату, допустив к управлению моториста на самом затруднительном участке реки.
Подрезали крылья
Первая половина восьмидесятых годов – наивысший расцвет быстроходных судов на Оке.
В расписании пассажирских перевозок Дзержинского речного порта в 1983 году скоростные крылатые суда ходят до пристаней: Горький, Погорелки, Горбатов, Павлово, Вареж, Чулково, Пожога, Жайск, Захарово и других. Средний интервал движения – 1 час и менее. Теплоход «Заря» ходит в Дуденево и Павлово, три раза в день до Оленина. Тридцать лет быстроходные «Ракеты» царили на Оке. Однако к 1991 году тарифы на пассажирские перевозки резко пошли вверх и повысились в среднем в два раза. «Нерентабельно!» – это слово зазвучало в разных инстанциях и чиновничьих кабинетах по поводу скоростного флота. И повторялось по мере того, как поднимались цены на горючее. Региональные бюджеты на глазах «худели» от галопирующей инфляции.
Так, например, если в 1990 году рейсы до Касимова обслуживали четыре «Ракеты», то в 1991 году только две. Над скоростным флотом сгущались тучи – началось катастрофическое уменьшение единиц скоростного флота. Все чаще «Ракеты» можно было видеть не на речных просторах, а у причала. К 2001 году все теплоходы «Ракета», приписанные к Дзержинскому порту, были проданы. Убытки порта росли, как снежный ком, и достигли 30 млн рублей.
Начались регулярные приостановки открытия навигации, но вопреки всему река из последних сил продолжала «работать», хотя уже в 1994 году на речном вокзале «поселился» ночной клуб «Джой». В 2004 году хозяином порта стал завод «Дзержинскхиммаш», и уже ничто не могло спасти наш речфлот от окончательного развала. Закрылись кассы, а здание речного вокзала, построенное по авторскому проекту, пошло с молотка.
1 ноября 2006 года пассажирская навигация на Оке закрылась. Оказалось, навсегда. Пассажирский речной флот с его вальяжностью не вписался в новые реалии. И остались лишь воспоминания о стремительном беге белоснежных «ракет» по глади реки, о гудках теплоходов, мерцающих огнях бакенов в вечерних сумерках… Тихо и скучно стало на Оке.
Станислав Шальнов