Помнится, власти всех уровней долго и упорно отрицали, что нацпроект «Здоровье» с его огромными деньгами пробуксовывает из-за дефицита медицинского персонала. Да и сам факт этого дефицита игнорировали. Но в конце концов им все же пришлось публично признать, что с медицинскими кадрами у нас настоящая беда.

 

В конце прошлого года региональный министр здравоохранения Александр Карцевский заявил о том, что в Нижегородской области не хватает 2 тысяч 600 врачей. И это явно ощущается. В том числе и в Дзержинске. Сегодня трудно найти в городе поликлинику, в которой бы штат был полностью укомплектован. Где-то большие проблемы с участковыми, в других учреждениях пустуют ставки узких специалистов, а в иных «недостача» докторов наблюдается на всех фронтах.


Если при отсутствии педиатра или терапевта на каком-то из участков «дыра» закрывается за счет перераспределения нагрузки на других участковых, то с врачами-специалистами все намного сложнее. Не открою большого секрета, если скажу, что многим и многим дзержинцам, столкнувшимся с отсутствием того или иного специалиста в поликлинике, приходилось слышать «дельный» совет от ее работников обратиться за медпомощью в платную клинику. По крайней мере, наши читатели нам часто рассказывают такие истории. Особенно имеющие детей. Неужели визит в коммерческий медицинский центр – единственный выход из положения? Мы решили выяснить, так ли это.


Для начала позвонили в одну из страховых медицинских компаний, работающих в нашем городе, – ведь в Интернете сплошь и рядом советуют первым делом обращаться к страховщикам, если не удается по полису получить ту или иную медуслугу. Прежде всего выяснилось, что отправлять и уж тем более направлять пациента в платный центр «бесплатным» врачам запрещено. Подобные рекомендации – чистой воды самодеятельность. По словам страховщиков, при отсутствии в поликлинике того или иного специалиста больному должны дать письменное направление в медицинское учреждение высшего уровня.


Эту же информацию подтвердили нам и в Дзержинском территориальном управлении Фонда обязательного медицинского страхования. Правда, уточнили, что у поликлиник могут быть договорные отношения с разными лечебными организациями, и не обязательно с одной.


Но, пожалуй, подробнее всего нам разъяснили порядок действий в таких случаях в детской поликлинике №8. По словам заместителя главврача Анны Евгеньевны Потапенко, первым делом пациент должен обратиться к участковому врачу. Именно ему предоставляется право решить, действительно ли больной нуждается в специализированной медпомощи. То есть провести грань между «хочу» и «необходимо» показаться доктору узкого направления. Если такая надобность действительно есть, то пациента обследуют, насколько это позволяют возможности медучреждения, а затем направляют на консультацию в другую лечебную организацию. Детей, например, посылают в областную детскую больницу.


Кто бы спорил, что поездка в Нижний Новгород с ребятенком, да еще маленьким, – сомнительное удовольствие. Но если раньше детские поликлиники в нашем городе худо-бедно могли договориться об обмене маленькими пациентами при условии, что в их учреждении нет нужного специалиста, то с прошлого года такое перекрестное обслуживание прекратилось. Потому как прием «чужих» больных поликлиникам больше не оплачивается.


Есть, как оказалось, еще один вариант решения проблемы. О нем нам поведала одна из читательниц, мама подростка: если в детской поликлинике нет нужного специалиста, это не значит, что он отсутствует в стационаре этого лечебного учреждения. А потому участковый, в случае необходимости, может направить ребенка на обследование в больницу, которая работает «в паре» с поликлиникой.


Так что не торопитесь бежать в платные клиники, имея на руках полис обязательного медицинского страхования, – он кое-какими правами нас все-таки наделяет. И важно их знать.

 

«Горячая линия»

 

Пишите, звоните, жалуйтесь
Приемная губернатора и правительства Нижегородской области 12 февраля 2013 года с 10 до 12 часов проводит «горячую линию» по теме: «Проблемы медицинского обслуживания населения».
Телефоны «горячей линии»:
(831) 439-10-22, 419-74-33, 411-91-91.

Кроме того, жителям области предоставлена возможность задать вопросы и высказать претензии по поводу медицинского обслуживания на сайте областного правительства www.government-nnov.ru, где с 6 по 12 февраля также будет организована «горячая линия».

Елена Волгина