Во время приезда в Дзержинск врио губернатора области Глеба Никитина дзержинцам стала окончательно известна судьба старого госпиталя ветеранов войн, что на ул. Клюквина, точнее, второго стационара госпиталя им. Самарина (таков официальный статус учреждения). Здание якобы настолько обветшало, что больных и врачей нужно немедленно распределять по другим лечебницам. Сама же больница, возможно, пойдет под снос.
Внезапно или спланированно?
Сейчас в старом госпитале работают два неврологических отделения, рассчитанных в общей сложности на 115 мест. Среди них – 45 коек для круглосуточного пребывания, 60 – дневного и 10 – так называемого сестринского ухода. Последние предназначены для тяжелых больных, нуждающихся в круглосуточном (в большей степени санитарном) уходе.
Здание госпиталя старое – 1938 года постройки. То есть в следующем году ему будет 80 лет. Фасад, конечно, изрядно потрепан временем, но видно, что больницу периодически ремонтировали, подновляли, заботились о внешнем и внутреннем убранстве. В помещениях – состояние разное. Если в коридорах и стены местами облупились, и углы кое-где обиты железом (вероятно, для укрепления), то палаты выглядят вполне достойно: свежая отделка, новая мебель, пластиковые окна, коммуникации, отвечающие всем современным требованиям безопасности. В палатах, кстати, по 3-4 места, что очень удобно для больных.
Удивительно, но, оказывается, четвертый этаж больницы не работает уже почти год. Его закрыли из-за якобы протекающей крыши, а пациентов перераспределили по другим площадям. Об этом рассказали медсестры стационара, добавившие, что закрытые помещения и сейчас находятся в добротном состоянии, а кое-где в них даже не очень давно был выполнен ремонт по евростандартам. Работы оплатили благодарные горожане, что лечились здесь.
Выходит, в госпитале уже потихоньку «репетировали» закрытие. Только вот каковы его причины?
Банально дорого
Причины, по большому счету, оказались бытовыми. Большое здание госпиталя стало накладно содержать: коммуналка старой больницы стоит баснословных денег, а себя не оправдывает, ведь чуть больше сотни больных можно спокойно разместить по другим больницам. К тому же старый госпиталь нуждается в капитальном ремонте, а это тоже колоссальные деньги. Области рациональнее отказаться от здания, передать его городу, а уж тот пускай решает: ремонтировать, оставить так или избавиться от «старика» и выгодно использовать большой земельный участок в центре старого города.
Больным, посчитали рационализаторы от здравоохранения, будет только польза – они переедут в современные больницы, где и оборудования больше, и интерьер поновее. Не останется внакладе и персонал: врачей и медсестер за очень редким исключением пообещали пристроить по профилю.
«Меня убедили в том, что в Дзержинске есть все возможности, чтобы грамотно распределить пациентов и сотрудников по другим лечебным учреждениям, и возникающие в связи с переездом проблемы планомерно решаются. Кроме того, я услышал важный аргумент, что дзержинцы будут лечиться и работать в более современных условиях – все от этого только выиграют», – сказал Глеб Никитин, будучи в дзержинском старом госпитале с осмотром.
Выяснилось, что убедили главу региона, не раскрыв некоторых деталей переезда. Впрочем, всех мелочей не учтешь, был бы итог положительным.
Выиграют не все
После официальной встречи Никитин-врачи-журналисты нам удалось неформально поговорить и с пациентами, и с медиками старого госпиталя. Хотелось выяснить, чего ждут от новоселья они. Лечащиеся оказались на все 100 процентов недовольны такой пертурбацией в медицине. Все привыкли лечиться в старом госпитале, многие больные живут по соседству с ним, да и врачей своих боятся потерять – медики, говорят, здесь от Бога. А распределить их теперь могут в разные места.
Кстати, разместить старый госпиталь по-новому планируется так: 20 коек для «круглосуточных» неврологических больных и 10 мест для пациентов, нуждающихся в сестринском уходе, «переедут» в основное здание госпиталя ветеранов войн, а 25 «круглосуточников» и 60 «дневников» – в больницу № 7, где также есть неврологическое отделение. Оба медучреждения расположены в другом конце города – в новой его части. Добираться из старой туда долго, неудобно и дорого. Проезд-то в троллейбусах и маршрутках вон как подорожал! Плюс надо учесть возраст и состояние пациентов (в основном, это очень пожилые люди) и их заболевания – больные ноги, спины и так далее. О каком удобстве речь? К тому же этот переезд открыл незнакомые доселе факты: многие пациенты, ежегодно лечившиеся в старом госпитале, оказались, со слов отдельных медиков, не их больными(!).
И сейчас этим людям отказывают в госпитализации. Навсегда или только на время перемен?
Оптимизация в медицине, как стало модно называть уплотнение с целью экономии расходов на содержание больниц и поликлиник, сказалась и на медперсонале. Он разделился на два лагеря, что сделало вчерашних коллег-единомышленников, судя по накалу неприязни, чуть ли не врагами. Одним предложили в новом госпитале работать по профессии – врачами и медсестрами, другим достались вакантные должности… уборщиц.
Медики продемонстрировали уведомления, подписанные главврачом дзержинского госпиталя ветеранов войн Юрием Холмогоровым. В одном из них, к примеру, говорится: «Уведомляем Вас, что в связи с изменением штатного расписания и на основании приказа главврача ГБУЗ НО «ДГВВ им. Самарина» от 27.10.2017 г. № 277 должность медсестры 2 стационара, которую Вы занимаете, подлежит сокращению. Информируем Вас об отсутствии в настоящее время вакантных должностей, соответствующих Вашей квалификации. Вам предлагаются имеющиеся на 27 октября 2017 года вакантные должности: 1. уборщица служебных помещений кардиологического помещения 1 стационара; 2. уборщица служебных помещений ОРИТ
1 стационара».
Далее говорится, что при появлении других вакансий адресатов обещают известить об этом письменно. В случае же отказа от перевода в уборщицы трудовой договор с медиками будет расторгнут 31 января 2018 года по сокращению численности штатов с выплатой выходного пособия.
Такие уведомления, как рассказали сотрудники госпиталя, вручили 4 врачам и 14 медсестрам. Среди первых – специалисты высшей категории, к которым даже в платных центрах очереди на месяцы вперед, среди вторых – проработавшие в госпитале десятки лет, но еще не «дотянувшие» до пенсии. Унизительно? Не то слово!
Оклад уборщицы, что предложили врачам и медсестрам, чуть больше 6 тыс. рублей. В старом госпитале за работу по графику сутки через сутки средний персонал мог рассчитывать и на 30 тысяч в месяц. Поэтому работа уборщицами – это предложение, на которое, понятное дело, никто не мог согласиться. И хотя всем также хорошо понятно, что приглашение мыть полы опытным дипломированным специалистам – только соблюдение формальности, положенной Трудовым кодексом, без которой нельзя уйти с одной работы и устроиться на другую, неприятный осадок у медиков остался. А потому последующее трудоустройство в больницу № 7, где вроде бы по всем договоренностям готовы взять врачей и медсестер из старого госпиталя, у них самих особой радости не вызывает. Да и официальных бумаг по этому поводу пока никто из них не видел.
Единственное, в чем солидарны все, кто сейчас находится в старом госпитале, – жаль его самого. «Годы работы учреждения – наша жизнь, история, доблесть дзержинской медицины. Неужели вот так просто, из-за денег, нас лишат всего этого?..» – говорят как один врачи и пациенты.
Прощай, история!?
Госпиталь ветеранов войн на ул. Клюквина строился в первые годы жизни города для нужд техникума им. Красной Армии, там должны были размещаться съезжавшиеся со всех концов области студенты. Но пожить в новостройке ребятам пришлось недолго. Здание в войну передали под госпиталь для раненых бойцов и офицеров. Одновременно здесь выхаживали около 1000 военных. Они лежали на трехъярусных нарах не только в палатах, но и в коридорах, подсобках. Врачи работали день и ночь: операционные, несмотря на нехватку инструментов и медикаментов, не пустовали ни часа, ни минуты.
Первым главврачом стал военный доктор Григорий Качан, отработавший в госпитале больше четверти века. Погиб он на рабочем посту в мирное время: медика смертельно ранил психически больной пациент.
С годами в госпитале начали свою работу офтальмологическое, лор-отделения и другие, переросшие позже в большие самостоятельные городские службы. С открытием нового госпиталя бывших военнослужащих стали лечить, в основном, там, а на ул. Клюквина разместилась городская больница № 3 неврологического профиля. Скольких людей здесь поставили на ноги, сколько жизней спасли, сколько судеб изменили в лучшую сторону – не пересчитать. А сколько прекрасных врачей «воспитал» этот госпиталь! И какая достойная памяти и славы у него история, как же правильно было бы все это хранить для тех, от кого все дальше война, великие ратные и мирные подвиги земляков.
…Говорят, что у народа, который не знает прошлого, нет и будущего. Дзержинцам терять наследие предков – не привыкать. И если на месте старого госпиталя позже воздвигнут жилую высотку или торговый центр – по-настоящему больно будет уже немногим, остальные привычно смирятся и примут. Выбора-то большого у простых горожан давно нет. Как нет у них (все идет к тому) и прекрасного будущего.
Елена Родионова