Как гром среди ясного неба, во многих семьях дзержинских школьников, где-то раньше, где-то позже, прозвучала новость о том, что к концу учебного года каждому ученику нужно подготовить свое портфолио. Правда, что это такое и зачем оно нужно, в большинстве школ ни детям, ни родителям не объяснили. Что ж, возьмем эту обязанность на себя.
Итак, портфолио – это собрание всех достижений школьника, которые он накопил за время обучения, причем не только в школе, но и за ее пределами, например, участие и победы в музыкальных конкурсах, спортивных соревнованиях и так далее. Это всевозможные грамоты, благодарственные письма, творческие работы. В общем, все, чем можно гордиться. Цель портфолио не только сохранить и систематизировать все победы ребенка, но и таким образом повысить его самооценку, создать стимул для покорения следующих вершин, помочь как-то выделиться.
Идея создания такой «папки достижений» появилась довольно-таки давно. Еще в прошлом веке на Западе, в США портфолио являлось необходимым дополнением к аттестату при поступлении в учебные заведения следующей ступени. Российская школа эту практику ввела несколько лет назад, когда появился Приказ Министерства образования № 2783, утвердивший «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования». Вот выдержка из Приказа: «В существующей практике число желающих продолжить образование в старших классах определенного общеобразовательного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы… В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю… Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио – «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п…»
Таким образом, составление портфолио особенно актуально для выпусников 9-х классов, которые собираются продолжать учиться в старших профильных классах. Однако их начинают собирать еще в начальной школе, как говорится, чем раньше, тем лучше – больше достижений останется в копилке. Помогает ли «папка достижений» при поступлении в институт – вопрос спорный. Если в нее входят победы на областных, а уж тем более всероссийских предметных олимпиадах, то грамоты, конечно, могут послужить «билетом» в вуз. А вот, например, диплом об окончании музыкальной или художественной школ при поступлении школьника, скажем, на экономический факультет вряд ли кого-то заинтересует. Помнится, как родители уговаривали автора этих строк закончить-таки музыкальную школу, утверждая, что при поступлении это пригодится. Не пригодилось…
Тем не менее в некоторых школах нашего города практика составления портфолио каждого ученика и даже учителя существует уже несколько лет. Например, директор школы №22 Зинаида Стрежнева рассказала нам, что портфолио у них составляют уже семь лет, и сбором «папки достижений» ее ученики начинают заниматься с первого класса: «У нас в школе учатся дети, у которых действительно много побед. Свои портфолио они потом используют при поступлении в старшие классы или вузы, их изучают учителя. Я считаю, что это очень полезно и удобно».
Форма портфолио, его обязательные составляющие никакими официальными документами не определены. То есть школа или даже сам учитель могут предложить ученикам свой вариант папки. Где-то она представляет собой просто скрепленные файлы, в которых собраны все когда-либо завоеванные ребенком грамоты…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 12 марта 2009 года)
Марина ИПАТОВА