Еще 10-15 лет назад лишь единицы наиболее активных родителей занимались ранним развитием своих детей, пытаясь найти для них центры дошкольного образования. Сейчас мамы и папы, которые не хотели бы еще до школы научить своих чад читать-писать-считать, скорее в меньшинстве. На эту тему идет много споров: одни считают, что чем раньше ребенок начнет «грызть гранит», тем проще ему будет усвоить новую информацию, другие утверждают, что излишне нагружать неокрепший мозг ребенка может быть просто опасно.
Где стать гением?
В Дзержинске услуги дополнительного дошкольного образования предоставляют несколько типов учреждений. Во-первых, в нашем городе работают пять Центров развития ребенка, прошедшие государственную аккредитацию. Это детские сады № 127, 82, 58, 141 и 125. Как объяснил корреспонденту «ДВ» начальник городского управления детских дошкольных учреждений Алексей Коротков, от обычных детских садов центры отличаются тем, что в них дополняется образовательный стандарт по нескольким направлениям: познавательно-речевому, социально-личностному, изобразительно-эстетическому, оздоровительно-физкультурному. Кроме того, в нашем городе работают детские сады с направлением или с «приоритетом», как называют их специалисты. В этих садиках превышение стандарта есть только по определенным направлениям, как правило, из тех, что были названы ранее. И не удивительно, что центры развития и садики с приоритетом – это именно те учреждения, куда желают отправить своих чад огромное количество родителей, куда постоянно существует очередь и где всегда не хватает мест.
По словам Алексея Короткова, в некоторых детских садах также действуют кружки и студии, причем бесплатные. Однако в планах управления введение в дошкольных учреждениях дополнительных платных услуг. «Связано это с тем, что мы видим большое количество родителей, желающих, чтобы их ребенок получал дополнительное образование. Это будут утвержденные тарифной комиссией и в соответствии с нормативами курсы. Родители смогут выбрать различные программы: от преподавания детям иностранных языков до уроков плавания и так далее. Причем эти услуги будут оказываться и ребятам, которые посещают дошкольные учреждения, и тем детишкам, которые в детские сады не ходят. Возможно, такие кружки мы запустим в нескольких детских садах уже в сентябре этого года», – отметил начальник управления.
Между тем некоторые родители отмечают, что в их детских садах уже можно взять платные индивидуальные уроки, например, пения или счета.
Наконец, в Дзержинске работают и все чаще и чаще открываются новые частные школы развития детей. Сейчас в городе их около шести. Назвать точное количество сложно, так как в систему дошкольного образования они не входят. Все они работают по разным программам, с детишками разных возрастов и в различном режиме. Некоторые из них специализируются на подготовке к школе, другие делают акцент на обучении этикету и умении общаться. Есть школы, предполагающие посещение два раза в неделю вечером и проводятся там по три занятия сразу с 5-минутным перерывом, то есть с высокой нагрузкой. Есть школы, принципиально работающие только по выходным и до 12 часов дня, так как психологи считают, что эффективное усвоение информации детьми возможно только до обеда. Словом, выбор у родителей дополнительных занятий для их малышей огромен. Но…
Всему свое время
И вот мы переходим к другому вопросу: раннее развитие – хорошо ли это?
Надо отметить, что врачи, как правило, к обучению в раннем возрасте относятся скептически. Например, такое чисто научное объяснение детского врача-невролога дается в журнале «Образование и Карьера»: «Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом – за движение и только потом – за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы».
Руководители же школ раннего развития в защиту своего дела говорят, что «бежать впереди паровоза» может быть и вредно, однако не менее опасно упустить время, когда ребенок уже готов учиться, иначе потом, в школе, ему придется туго. К тому же в раннем возрасте ребенок лучше запоминает информацию. Многие родители также считают, что гонку за успехом нужно начинать пораньше, чтобы вырастить ребенка, который во всем всегда будет первым. Все бы хорошо, но не тяжело ли малышам нести этот багаж знаний в нежном возрасте?..
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 27 августа 2009 года)
Марина Ипатова