То, что за знания нужно платить, сегодня уже никого, кажется, и не удивляет. Это стало привычным. И хотя официально образование в нашей стране считается бесплатным, таковым давно уже не является. Многочисленные фонды группы и садика, фонды класса и школы ежемесячно и круглогодично пополняются за счет родительских взносов (они, конечно, считаются добровольными)…
Но с этим родители уже свыклись, как с неизбежностью. А вот тот факт, что им приходится платить еще и за то, что школа проверяет знания ребенка, как минимум, удивляет. Для тех, кто не в курсе, «услуга» эта (иначе и не назовешь) нынче стоит 43 рубля.
Нет, слава Богу, самостоятельные и контрольные работы для школьников все еще проводят бесплатно. А вот за то, чтобы проверить знания, которыми ребенок овладел сверх обязательной программы, приходится расплачиваться. Речь в данном случае идет об участии школьников в олимпиадах. «В цене», правда, только олимпиады, что называется, с именем «Кенгуру» и «Русский медвежонок».
Вы наверняка вспомнили, что когда-то тоже принимали участие в подобных состязаниях. Тогда участие в любой из олимпиад ничего не стоило – надо было всего лишь хорошо знать какой-нибудь из школьных предметов. Твои знания и были твоим «пропуском» – сначала на общешкольную, потом, если повезет, на городскую, областную, всероссийскую олимпиады.
Сегодня стать участником олимпиады гораздо проще. Заплати и играй – почти как в казино. Поэтому «крутануть» колесо фортуны предоставляется возможность даже махровому двоечнику.
Наверное, в том, что в интеллектуальные соревнования отныне может включиться не только отличник, но и любой другой ученик, есть и свои плюсы. Что называется, пораскинуть мозгами никому еще не вредило. Но есть и один явный минус. А что если в семье школьника не найдется лишних сорока рублей? В этом случае, даже отличнику, видимо, придется отказаться от участия в олимпиаде.
Новинка, к счастью, не отменила и не заменила интеллектуальные соревнования «старого» образца – они в городских школах проводятся регулярно. Но то, как ловко, аккуратно и почти незаметно платная проверка знаний вписалась в существующую образовательную систему, если честно, пугает.
Братец «Медвежонок» и братец «Кенгуру»
«Кенгуру» и «Русский медвежонок» – практически братья. «Медвежонок» (полное его название – «Русский медвежонок – языкознание для всех») родом из Кирова. Именно там, в центре дополнительного образования для детей «Одаренный школьник» его и придумали. Научное руководство осуществляет Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, что расположен в Москве. Главным организатором конкурса «Кенгуру – математика для всех» в России стал Санкт-Петербургский институт продуктивного обучения Российской академии образования. Оба конкурса финансируются за счет организационных взносов участников. Величина организационного взноса в России в 2011 году составила 43 российских рубля. Национальные оргкомитеты конкурса устанавливают размер взноса в своих странах самостоятельно. Есть и послабления – бесплатно в конкурсе могут участвовать воспитанники детских домов и ученики школ при лечебных учреждениях. Российские школьники впервые познакомились с «Кенгуру» в 1994 году. Тогда он был проведен по инициативе Санкт-Петербургского математического общества. Но, начиная с 1995 года, конкурс устраивает Российский оргкомитет, созданный в Санкт-Петербурге. С «Медвежонком» российские школьники встретились чуть позже – двенадцать лет назад. Так что братец-«медвежонок» и братец-«кенгуру» могут считаться уже вполне взрослыми зверями. С тех пор, как пишут организаторы олимпиады на своем официальном сайте, «интерес к конкурсу растет лавинообразно». Если в первый год в игре «Русский медвежонок» (именно так называют ее авторы проекта) поучаствовали чуть больше 60 тысяч школьников по всей стране, то десять лет спустя количество «игроков» приблизилось к трем миллионам! В том числе и за счет того, что к российским школьникам присоединились ученики из зарубежья – Армении, Латвии, Казахстана. То же самое и с «Кенгуру» – участников год от года становится больше и больше, школьников только из нашей страны в 2009 году было около двух миллионов. Интерес к своим «зверькам» организаторы склонны объяснять тем, что задания, которые приходится выполнять школьникам, совсем не трудные и очень интересные. Ведь главная цель и той и другой игры – заинтересовать учеников в обучении. Вот здесь, на наш взгляд, и зарыта собака. Называя игру олимпиадой, то есть подменяя одно понятие другим, устроители «Кенгуру» и «Медвежонка» заставляют думать родителей, что их дети все же соревнуются в знании предмета, грызут гранит науки, а не играют. А потому не задают лишних вопросов, доставая полтинник из кошелька для оплаты «звериных» олимпиад. И здесь возникает закономерный вопрос: кому больше пользы от этих состязаний, детские это игры или все-таки взрослые? Нет сомнения, что их организаторы сильно заинтересованы в том, чтобы участников становилось больше. Ведь от этого зависит, будет ли также «лавинообразно» расти и их прибыток. И, скорее всего, именно этим, а не интересом школьников к игре, объясняется рост числа ее участников. «Предпринимателям», видимо, понравилось зарабатывать на школьниках. Ведь дело это оказалось нехитрым, а расчет верным – согласитесь, вряд ли кого-то напугает та сумма, которую предлагают платить в качестве оргвзноса. Тем более что в учителях школ организаторы игр нашли хороших помощников – те с удовольствием рекламируют псевдо-олимпиады, мастерски завлекают на них своих подопечных. Только вот с чего бы это? Не трудно посчитать, сколько получат организаторы с миллионной армии участников. Конечно, какие-то деньги идут на то, чтобы напечатать «фирменные» бланки олимпиады, на призы. Но размер призового фонда для награждения победителей «Русского медвежонка», как гласит его сайт, должен составлять не менее 12% от общей суммы организационных взносов. 20% от сборов тратится на призы для участников «Кенгуру». Но даже после этих затрат остается столько, сколько, наверное, вилла на Канарах стоит. Играют все! Что за организация занимается проведением «олимпийских игр» в нашем городе, выяснить, к сожалению, так и не удалось. В управлении образования от «звериных» олимпиад буквально открещиваются – мы, мол, к ним не имеем никакого отношения. А тот факт, что с учеников берут деньги, управленцев от образования почему-то не удивляет и не тревожит. В «товарно-денежные» отношения (иначе и не назовешь) между школами и организаторами «Кенгуру» и «Медвежонка» они не вмешиваются. Почему? Может, все-таки стоит? Все-таки олимпиады проводятся в подведомственных УНО учреждениях, и хотя бы контролирующую функцию управление должно осуществлять. Если бы оно это делало, то некоторые бы «олимпийские» вопросы сильно удивили педагогов тем, что ни к русскому, ни к математике они не имеют никакого отношения. А порой даже учат детей дурному. Вот один из таких образчиков: «Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека? Ответы: баран, корова, медведь, слон». Вот и должен решить ребенок, какое из обзывательств ему больше нравится… Кстати говоря, программы олимпиад-игр одобрены Министерством образования, они вполне официально проводятся в российских школах. Более того, Министерство образования одобряет и то, что за участие в олимпиадах с игроков берутся денежные взносы. Но вот какую действительно пользу приносит этот конкурс? В управлении образования утверждают, что ученикам самим очень нравится играть в олимпиадах (или в олимпиаду?). К тому же, результаты этих «проверок» учитываются при составлении портфолио школьника – этакого ученического досье, куда заносятся все его достижения. На Западе, в сторону которого мы так любим смотреть, такие штуки в большой цене. Но только ради этого платить по нескольку раз в год «оргвзносы»?! Бессмыслица какая-то. Конечно, организаторы «олимпийских игр» уверяют, что участвовать в них совершенно не обязательно. И в управлении образования эту информацию, кстати, подтвердили. Платить деньги нужно, только если школьник сам хочет проверить свои знания. Но как рассказала нам мама одной из школьниц, у детей, кажется, даже и не спрашивают, хотят они участвовать или нет. Просто ставят перед фактом – к такому-то дню принести деньги. Более того, не советуются даже с родителями, лишают их права голоса. По-свойски залезают в их кошелек и даже разрешения не спрашивают. Конечно, формально, ни один учитель, ни один директор не заставляют учеников проверять свои знания играючи. Но все же знают, как учитель может «простимулировать» любого ученика, а директор – учителя. Получается, что участвовать в олимпиадах заставляют не только детей, но и взрослых, причем за их же деньги. И хоть бы действительно в олимпиадах, а то ведь в играх…Елена Богомазова