Близятся к концу выпускные испытания. Вернее, они уже завершились – сегодня последний экзаменационный день, резервный, когда школьники пересдают «неуспешно» пройденные ЕГЭ по русскому или математике. «Успешно» в переводе с казенного значит то, что выпускник набрал минимальное количество баллов, сдал, преодолев двоечный рубеж. Хотя даже удовлетворительный, «успешный», по меркам ЕГЭ, результат таковым не назовешь… Усвоили наполовину Вообще, результаты, достигнутые дзержинскими школьниками за время выпускной «кампании», честно сказать, радуют не очень. Так, к примеру, по данным городского Управления образования, из 141 выпускника, сдававшего биологию в этом году, «минимум» в 36 баллов не смогли «взять» 19 человек – результат хуже, чем в прошлом году, говорят в Управлении образования, но насколько, пока вроде бы не успели подсчитать. Да и о тех, кто преодолел рубеж, вряд ли можно сказать, что они знают биологию на «хорошо» – средний, общегородской балл, набранный учениками, – 54,7. «Егэшную» оценочную систему трудно сопоставлять с привычной, пятибалльной – здесь нет градации между, скажем, троечными и четверочными работами. «Взял» минимум – уже хорошо. И, тем не менее, если на вскидку, приблизительно попытаться перевести «эгэшные» баллы в привычные отметки, то картина со знанием предмета дзержинскими школьниками вырисовывается неважнецкая. Прежде, для того, чтобы получить «тройку», если мне не изменяет память, нужно было выполнить ровно половину контрольных заданий. Как, собственно, и вышло на ЕГЭ по биологии, который показал, что школьники усвоили лишь 50 процентов изученного материала. Получается, что больше, чем на «три с плюсом», дзержинские выпускники предмета не знают. То же самое с ЕГЭ по истории. Выпускники прошлого года, говорят чиновники от образования, знали ее лучше. В этом же году 24 школьника из 163, выбравших этот предмет, провалили экзамен, не набрав даже 32-балльного минимума. По городу общий балл тоже невысок – 50,1. На «историко-биологическом» фоне с остальными предметами по выбору у вчерашних школьников дела обстоят лучше. Так, из 85 учеников, сдававших экзамен по химии, не справились с ним лишь четверо. Нет ни одного «неуда» по немецкому и французскому языкам. Порадоваться бы… Но ведь и тех, кто решил сдавать языки, очень мало: лишь десять вчерашних школьников проверяли свое знание немецкого, еще двое смелых «замахнулись» на французский. Средний балл у «немцев» – 62,4, у «французов» – 54. Из 71 школьника, которые проверяли свое знание по английскому языку, четверо с заданиями не справились. Средний балл по городу – 51,1. Минимум, который предстояло преодолеть любителям иностранного, оказался не так высок, ниже, чем по всем остальным предметам – всего 20 баллов. Так что, если равняться на минимум, общегородские результаты могут показаться очень даже ничего, а вот если в качестве ориентира брать стопроцентный, пятерочный, по прежним меркам, результат, то картина выходит совсем иной… Едва ли не «королевой наук» на фоне остальных предметов выглядит информатика и информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Судя по результатам, большинству выпускников взять «минимум» по этому предмету не составило особого труда. Так, из 105 сдававших ЕГЭ по информатике, задания оказались не по зубам лишь двоим. Да и общегородской балл, полученный выпускниками на этом экзамене, выглядит солиднее по сравнению с другими результатами – 64,9. Мало того, один из выпускников сдал ЕГЭ по информатике на «отлично» – сто баллов удалось заработать ученику 23-й школы. Математический «облом» Это, что касается предметов «по выбору» – то есть тех, которым предпочтение отдает сам выпускник, ориентируясь на ВУЗ, в который хочет поступить, и специальность. «Неуд», полученный за экзамене по выбранному предмету, не лишает вчерашнего школьника возможности выйти из школы аттестованным. Другое дело «неуспешно» сданные обязательные предметы – русский и математика. Если ЕГЭ по обеим этим дисциплинам выпускник сдал на «двойку» – не набрал необходимого минимума баллов, учебное заведение вместо аттестата выдает ему справку. С ней горе-выпускник должен мыкаться целый год – вплоть до следующих выпускных экзаменов. Кстати, в этом году среди дзержинских школьников таких 6 человек. Хотя это не значит, что с заданиями по обязательным предметам не справились только они. На самом деле, двоечников-выпускников, не сдавших только один из обязательных предметов, у нас в Дзержинске гораздо больше. Так, из 1319 человек до троечного минимума по русскому языку в 36 баллов не дотянули 38 человек – 3%, как и по всей стране. Общегородской средний балл составил 60,6. На «отлично» знает русский только один выпускник – ученик лицея № 21. Что ж, русским вчерашние школьники, то есть будущие студенты, не блещут, и дружат с ним не так крепко, как с компьютерными технологиями. Хотя справились с заданиями по русскому все-таки лучше, чем с ЕГЭ по другим, необязательным предметам… И гораздо лучше, чем с математикой. С этим предметом, как показал последний экзамен, дела у выпускников обстоят куда как хуже – 133 «неуда» из 1262 работ. Перепрыгнуть порог даже в 24 балла (не так-то много!) этим ребятам оказалось не под силу. В среднем же по городу «математический» результат равен….????? Особенно удручающе выглядят эти, по сути, двоечно-троечно «успешные» результаты потому, что сдать на минимум не так сложно. Подогнать погоду под градусник Заранее, то есть за год до проведения экзаменов, минимальное количество баллов, которое должен будет набрать выпускник, устанавливается только по обязательным предметам – по русскому и математике. Так называемое «шкалирование» остальных предметов, как оказалось, проводится в Обрнадзоре прямо по ходу дела – пока проверяются уже готовые работы выпускников. Тамошние чиновники определяют, каким должен быть балл «успешности», когда уже знают, каков уровень знаний у выпускников по предмету. И если, предположим, в ходе проверки окажется, что с обществознанием выпускники на дружеской ноге и, в целом, хорошо справились с заданиями, то и балльную границу «успешности» можно будет сделать повыше – скажем, баллов сорок, как по информатике. Если же школьники справляются с предметом плоховато, то и уровень «успешности» можно снизить – установить на уровне 20 – 30 баллов. Это так же нелогично, как если бы температура, которую показывает термометр, соответствовала не той, что за окном, а наоборот – погода подстраивалась бы под показатели градусника. То есть, фактически «успешно» сданный предмет – это профанация. Получается, что отсутствие единой для всех дисциплин градации оценок позволяет сдавать ЕГЭ по любому предмету как угодно плохо. И если миллионы учеников по всей стране все разом сдадут экзамен на «двойку», то эту «пару» комиссия по шкалированию из Обрнадзора и назовет минимальным количеством баллов, необходимым для того, чтобы ЕГЭ считался пройденным! Даже из неудовлетворительного, по сути, результата, комиссия может «состряпать» удовлетворительный. Оценочная шкала устанавливается методом подбора. И уже не выпускник пытается дотянуться до лучшего результата, добиться большего, а оценка, количество баллов снижается до уровня знания (или незнания?) ученика. Так что не зря, товарищи выпускники и их родители, вы боялись ЕГЭ. Он страшен, но не своей суровостью и строгостью. А глупостью, которую в себе несет. И тупостью, к которой нас в конечном итоге может привести. И еще. Не берусь утверждать, что это действительно так, но вполне возможно, что невысокие баллы – вовсе не показатель незнания учеников. Причина может быть в том, что вопросы и формулировки, которые предлагают ученикам составители контрольно-измерительных материалов, подчас настолько корявы и некорректны, что иногда бывает трудно понять, что же от тебя хотят. Мы с одной моей коллегой, сами дипломированные филологи, пытались пройти экзамен по русскому языку. И нам это удалось. И даже на «отлично». Но иногда вопросы были настолько запутанными, что ставили в тупик – что имеют в виду их составители? Конечно, каким будет проходной балл, определит каждый ВУЗ для себя. Но, судя по результатам ЕГЭ, в институты, как это ни обидно, придут далеко не самые образованные школьники. Ведь «успешно» сданный единый государственный экзамен – далеко не показатель успеха. Это очевидно, что нынешняя система образования не дает фундаментальных знаний. И это подтвердит, пожалуй, любая форма подведения итогов – будь то ЕГЭ или обычные экзамены. Только вот с помощью ЕГЭ все же легче скрыть пробелы в знаниях учеников. А по сути – провал реформы отечественного образования.
Елена Богомазова
P.S. Пока не известны результаты по необязательным для получения школьного аттестата, но необходимым выпускникам при поступлении в ВУЗ предметам – обществознанию, физике, географии и литературе… Что ж, ждем?