Все по закону
В Законе «Об образовании» говорится: «за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей». Такие поправки были внесены в 2013 году. С тех пор во многих регионах ввели плату за продленку. По данным Интернета, в соседних с нами Ивановской и Владимирской областях в месяц родители учеников 1-4-х классов платят своим школам по 2500 рублей. В Тюмени и Хабаровске – по 3 тысячи, в Тамбове – 4200, в Воронеже – 7 тысяч, а в Москве плата и вовсе доходит до 17 тысяч рублей. Правда, немало и таких областей, где родителей пока не обременяют платежами за посещение их детьми групп продленного дня. В Нижнем Новгороде, говорят, деньги за уход и присмотр младших школьников после уроков берут в отдельных школах. Видимо, очередь дошла и до Дзержинска.
Из управления образования администрации нашего города директорам школ пришли письма, где сказано, что «в целях всестороннего, объективного анализа востребованности услуги «Присмотр и уход в группе продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях Дзержинска» просим вас провести анкетирование родителей учащихся 1-4-х классов и представить результаты до 1 декабря 2015 года». К посланию приложена и сама анкета. В ней родителям предлагается ответить, будет ли ребенок посещать продленку, если за это начнут взимать плату. Если да, то за сколько часов нахождения в школе готовы платить мамы и папы: за три или шесть, то есть ребенок будет посещать продленку с 12 до 15 часов или
с 12 до 18-ти? Если же взрослые не готовы платить за уход и присмотр за своими малышами, то что будут делать дети после школьных занятий? Это последний вопрос анкеты.
Все сказали: нет
И без анкетирования объективно и точно можно сказать: продленка востребована! Дети, только-только перешедшие из садика в школу, должны адаптироваться в новых условиях, а для этого у них должна быть возможность вместе поиграть, погулять, пообщаться – как в садике. На уроках этого не сделаешь, только в продленке. Маленькие школьники еще не в силах сами справиться с домашними заданиями, поэтому после уроков именно тот учитель, который рассказал им новую тему, должен помочь справиться с «домашкой», подсказать, разъяснить, если ребенок что-то не понял. И самому учителю это дает четкое понимание: достаточно ли отведенного урока на ту или иную тему, весь ли класс хорошо в ней разобрался или лучше посвятить этому дополнительное время. И, наверное, самое важное, для чего нужна продленка, это тот самый присмотр и уход за маленькими детьми, пока их родители находятся на работе. Ну куда пойдет вчерашний детсадовец после звонка? Голодный, растерянный и совершенно один… А если мороз? А если до дома нужно добираться на транспорте?
Тут и спрашивать нечего: и учителя, и родители, и, наверное, сами дети однозначно ответят, что продленка – дело первой необходимости. Вопрос платы за нее – совершенно другая тема. При всей востребованности дополнительного времяпровождения ребенка в школе платить за эту услугу большинство родителей, как показали опросы, не в силах. У них просто нет на это денег. Поэтому все родители, за редким исключением, ответили, что не готовы платить за продленку.
Поколение без детства?
А вот и ответы родителей, что будут делать их дети 7-10 лет, оставшиеся после уроков без присмотра взрослых: «сидеть один дома», «играть на компьютере», «станет беспризорником», «мешать мне на работе, пока не уволят», «сидеть на лавке у школы, пока я его не заберу», «мне придется уйти с работы, все равно все деньги на школу уйдут» и так далее. Мамы и папы возмущены и растеряны. Не во всех семьях есть бабушки, готовые ежедневно забирать ребенка из школы. Да и разве заменит бабушка поход с классом в кино, театр, на выставку, в библиотеку? Разве проконтролирует правильность выполнения домашнего задания? Разве сможет стать таким другом, как сверстники?
«Каждый месяц мы отдаем 2500 рублей за питание ребенка в школе. Если введут такую же плату за продленку, платить не сможем. Детей у меня двое. А муж работает неофициально, поэтому мы даже льготы не получаем. Что будем делать, не знаю. Запирать детей одних дома страшно. Это же опасно!» – сетует Елена.
В шоке от возможных перспектив и учителя. Как выяснилось, они полностью солидарны с родителями – плату за продленку вводить нельзя. «Порой деткам не хватает ласки и внимания. Сейчас такое время, когда родители вынуждены и днем, и ночью, и в выходные зарабатывать на то, чтобы накормить, обуть, одеть детей. На воспитание у них нет времени. А мы, учителя, после занятий и поговорим с малышами, и успокоим, и приголубим. Выгони их на улицу после уроков – что с ними будет, куда они пойдут? Это будет целое поколение брошенных детей, детей, у которых сегодня деньги отнимают детство», – переживает учитель начальных классов одной из школ. Почти слово в слово – мнение директора другого образовательного учреждения: «У нас 250 человек посещают группы продленного дня. Многие родители малообеспеченные, они точно не смогут платить за присмотр за детьми после занятий. Что мы получим в итоге? Травмы и преступления!». Руководитель другой школы заявила: «Контингент наших родителей таков, что они не смогут оплачивать услуги продленки. В каждом классе только один-два родителя написали, что согласны платить за занятия после учебы, и то приписали: «потому что деваться некуда». Остальные категоричны – ребенок будет на улице. Этого допускать ни в коем случае нельзя. Учителя младших классов нашей школы приняли решение, и я его поддерживаю, что будут сидеть с детьми после уроков все равно – бесплатно».
Жизнь такая
Почему вообще законодательно была разрешена платная продленка, думается, долго объяснять не надо. Школы должны сами зарабатывать себе на жизнь. Образовательные услуги – бесплатно, а все, что кроме – питание, воспитание, уход и присмотр, – за деньги, родительские средства. Все логично, тем более в законе упоминается, что плату на местах учредители школ, то есть в нашем случае управление образования города, устанавливают самостоятельно, в зависимости от экономических условий. Кроме того, определенные категории родителей (видимо, речь о самых бедных) допустимо освободить от платы за продленку. Только вот у нас почти все родители «самые бедные». Когда мы предложили им ну хотя бы пофантазировать, сколько денег они все же смогли бы отдать за продленку, прозвучала одна сумма – 100 рублей. В месяц.
Кому нужны эти деньги? Ну конечно, городу. Если школы обогатятся дополнительно, из бюджета придется меньше выделять им на ремонт и обслуживание. Городу и только. Сами учителя при этом не только не получат прибавку к зарплате, но и потеряют ее. «Сейчас мы получаем дополнительную плату за ведение групп продленного дня. Если продленка станет платной, в каждой школе от силы останется одна группа, куда войдут по 1-2 человека из разных классов. Вести ее будет один учитель, а остальные учителя начальных классов, работая не до 18 часов, как сейчас, а до 12-ти, потеряют, надо полагать, больше половины своих денег», – размышляет учитель 3-го класса одной из школ.
Здесь же следует напомнить, что в нашем городе нет, наверное, такой семьи, которая бы не скинулась на ремонт как минимум двух классов в своей школе – класса, где учился ребенок первые четыре года, и того помещения, где работает его классный руководитель средней и старшей ступени. Родители и так, чем могут, помогают школам, потому что понимают: город на ремонт классов для их чад не больно-то раскошелится.
Так чего же при первой возможности обирать родителей? Закон «Об образовании», как мы поняли, позволяет регионам не взимать плату за продленку вовсе. Вправе – это не должны! Или уж давайте и за уроки платить начнем, и честно скажем, что образование у нас платное. Но и 13% с зарплат государству перечислять перестанем. За что?..
Елена Родионова