За спасение жизни детей трое дзержинской пожарной части №62 (проспект Ленинского Комсомола) представлены к награждению медалью «За отвагу». Сами герои убеждены, что ничего особенного не совершили. Просто работали, как все, честно и до конца исполняя служебный долг. Ну, а если это считается подвигом…
Четырехлетнему Сереже и шестилетнему Алексею в тот день повезло трижды. Во-первых, сосед-милиционер, что жил этажом ниже, оказался дома и вовремя поднял тревогу. Во-вторых, пожарные прибыли быстро и вынесли их из горящей квартиры раньше, прежде чем мальчишки задохнулись в дыму. И в третьих, до приезда скорой помощи им грамотно сделали искусственное дыхание и не дали умереть на полпути к спасению.
Развивались события так. В пятницу, 23 ноября, у милиционера батальона патрульно-постовой службы был выходной, он отдыхал у себя дома. Около 11 часов он почувствовал запах дыма, вышел в подъезд, и увидел, что из квартиры, расположенной этажом выше, валит черный дым.
Как человек, обученный действовать в условиях чрезвычайной ситуации, он не стал раздумывать, немедленно позвонил по телефону «01», а потом побежал спасать людей.
Дверь в квартиру была деревянная, так что милиционер выбил ее мгновенно. Но из открывшегося проема вырвался такой плотный и непроницаемо черный дым, что войти в квартиру без кислородной маски оказалось совершенно невозможно.
К счастью, пожарные подоспели вовремя. Звено газо-дымозащитной службы вошло в квартиру.
Рассказывает начальник караула Андрей Викторович Макаров:
– Когда пожар происходит в закрытом помещении, дым становится очень плотным. Фактически мы шли на ощупь. Несмотря на включенные фонарики, сквозь сплошную пелену просматривались только оконные проемы и само пламя. Температура была настолько высока, что стекла в шкафу полопались.
– В нашу задачу, – продолжает рассказ второй из членов звена ГДЗС Александр Александрович Мараев, – не входило тушение пожара. В первую очередь нужно было найти и вынести из пожара людей. Соседи сказали, что в квартире могут находится двое детей и нянечка. Вот их мы и искали.
Дым был везде. При включенном фонарике пол под ногами можно было рассмотреть только если встать на колени. К счастью, дети оказались именно на полу. Не спрятались, не забились в шкаф… Вероятнее всего, когда произошло возгорание, они испугались и побежали в другую комнату и тут, от удушья, потеряли сознание и свалились прямо в проходе.
– Мы вынесли их и передали напарникам, – принимает эстафету рассказа старший пожарный Андрей Валерьевич Воронков. – Нам еще предстояло обследовать остальные помещения: кухню, туалет… Ведь соседи говорили, что в квартире находилось трое, а мы нашли пока только двоих… Однако, тщательное обследование показало, что живых в дыму пожара не осталось. На кухне был обнаружен только мертвый котенок.
Дальше началось тушение пожара, при котором все члены расчета действовали умело и слаженно. Кстати, обратите внимание на тонкость: огонь полагается заливать до тех пор, пока не останется последней тлеющей искорки, но в многоэтажном доме это невозможно. Щедро пролитая вода через перекрытия пойдет вниз и попортит имущество соседей. Поэтому пожарные начинают тушение с того, что выкидывают загоревшиеся предметы в окна.
В данном случае горел телевизор, проигрыватель DVD и тумбочка, на которой эта видеотехника стояла. Возможно, случилось короткое замыкание, пожар мог быть и результатом шалости малышей… Как бы то ни было, все три предмета сплавились воедино.
– Отделение у нас – 6 человек, – рассказывает Андрей Макаров, – и все работали дружно и слаженно, так что представлять к награде нужно не только нас троих.
Судите сами: пока мы искали в дыму детей, наши товарищи развернулись в боевой порядок, подали ствол на боевую позицию… И потом, когда мы вынесли детей, они их приняли, сделали искусственное дыхание – без этого мальчишки не выжили бы. Дело в том, что в бессознательном состоянии, у человека западает язык и перекрывает дыхательное горло. Поэтому обязательно нужно зубы разжать, язык вытащить… В общем, тонкостей много, а от их правильного выполнения зависит жизнь.
Кстати, когда одному из пацанов разжимали зубы, он рефлекторно укусил одного из спасателей за палец.
Но зато в больнице дело быстро пошло на поправку – уже на вторые сутки обоих пострадавших перевели в общую палату, а через пару недель они были дома.
Второй пожар, о котором рассказали представленные к наградам пожарные, произошел в поселке Пушкино в ночь на Рождество. По какой-то причине (может быть, хозяева решили встретить праздник чистыми) загорелась баня.
В эту ночь пожарные наряды дежурили в районе церкви в Свято-тихоновском переулке, и вдруг в 22.04 поступило сообщение о пожаре на улице Энергетической.
Зарево увидели издалека. Дело в том, что с бани огонь перекинулся на сарай. А он был под завязку набит сеном. В общем, горело не по-детски.
Две коровы, бык и шесть поросят задохнулись и сгорели в хлеву. Их даже не пытались спасти, потому что пламя ревело и вздымалось на полнеба. Задачей пожарных было отстоять хозяйский дом. А трудность заключалась в том, что к дому примыкал еще один сарай, так же заполненный сеном, и оно уже начало тлеть.
Тут с огнем тоже удалось справиться только благодаря дружным и слаженным действиям всего пожарного расчета. Одни обеспечивали подачу воды, а другие тушили тлеющее сено. В итоге дом не пострадал, и люди зимой не остались без крыши над головой.
Чтобы хоть в какой-то мере оценить то, с чем постоянно приходится сталкиваться пожарным, расскажем еще о происшествии в Желнино. В ночь на 18 декабря там загорелся дом, сараи и все деревянные постройки на участке.
Прибывшие пожарные расчеты застали такую картину: дверь горит, дом горит, оконные стекла с треском лопаются, крыша местами уже проваливается. Словом, идти внутрь нет никакой возможности. И в то же время, соседи утверждают, что пару часов назад видели хозяина, и сейчас он, скорее всего, находится в доме.
Тут опять пошла в ход выучка и отработанное взаимодействие всех членов пожарного расчета. Во-первых, горящий дом нужно было обесточить. Поэтому подняли к столбу лестницу и один из огнеборцев, вскарабкавшись по ней и подняв вихрь электрических искр, перерезал провод.
Другие в это время осматривались: калитка заперта изнутри, но следы на дорожке (выходил или не выходил) разобрать невозможно из-за наледи. Так что есть вероятность, что человек действительно внутри.
Подошли, начали светить фонариками в окна. Кто-то заметил на кухне металлический отблеск и услышал шипение, какое издает разогретый газовый баллон. Его срочно вытащили на улицу, и тем самым предотвратили взрыв.
Третьи в это время уже приступили к тушению – домишко был небогатый, но состоял из множества закутков. В таком и без пожара найти что-нибудь непросто. А уж в огне…
Впрочем, хозяин потом все-таки обнаружился. Но не в доме, где пожарные переворошили и перетрясли все вплоть до фундамента, а в соседнем поселке у родственников. Он мирно спал и не ведал, что в это время его пытались спасти.
Январь и февраль традиционно пожароопасные. Статистика свидетельствует, что в начале года возгорания в частном жилом фонде следуют одно за другим – кто-то за печкой недосмотрел, у кого-то короткое замыкание случилось…
Поэтому с начала зимы пожарных распределяют по поселкам и обязывают обходить все улицы и проводить с населением разъяснительную работу. Наверное, кому-то это помогает. Но есть граждане, которым хоть кол на голове теши…
Звучит парадоксально, но у пожарной части № 62 есть свой постоянный клиент – товарищ, спасать которого приходится регулярно. Иногда по несколько раз в месяц.
Главная удача этого «профессионального» потерпевшего в том, что живет он неподалеку от пожарной части. А беда его заключается в том, что любит поставить на плиту кастрюлю, а сам в ожидании обеда ложится спать. И спит так крепко, что не чувствует ни дыма, ни крика соседей, ни грохота пожарных, которые в очередной раз выбивают дверь…
Отрадно заметить, что гражданин этот не забулдыга и обладает дружелюбным характером. Во всяком случае он уже узнает пожарных в лицо и здоровается с ними, когда они в очередной раз будят его, мирно спящего на кровати.
А совсем недавно этот товарищ поставил металлическую дверь, которую выбить сложнее, чем деревянную. Соответственно, на последнем пожаре с его участием, пожарные провозились дольше обычного. Так что хозяин успел проснуться и встретил знакомый пожарный наряд сразу за дверью с ключами в руках. «Чуть-чуть не успел», – сказал он с виноватой улыбкой. – Здравствуйте».
Когда-то кто-то заметил, что подвиг – это оборотная сторона чьей-то безалаберности и безответственности. Если бы каждый из нас относился к правилам пожарной безопасности так, как должно, то боевым расчетам городских пожарных частей меньше приходилось бы рисковать жизнью, спасая нас и наше имущество.
А пока каждый раз, заступая на суточное дежурство, им впору писать в дневнике: «С 8.00 до 8.00 – подвиг».
Надежда Максимова