Сегодня у нас семейный совет с победительницей конкурса «Тараканы» есть у каждой кошки» Раисой Васильевной Костриковой! Той самой, которая каждую неделю радовала нас с вами своими талантливыми рассказами о животных, и не только…
Странный получился этот конкурс, «Тараканьи бега». Мы рассчитывали всего лишь на шутки и приколы, забавные истории и смешные случаи, а вместо анекдотов стали вдруг получать стихи в прозе. В них тоже был юмор, но лиричный, порой немного печальный. Наши участники вспоминали своих четвероногих любимцев, а вместе с ними – свою жизнь, в которой были и война, и голод.
Но была и любовь – как состояние души, согревающая в морозы, освещающая пути. Животворящая – благодаря ей зверушки в рассказах получались очеловеченными, почти говорящими. И корова, поддевшая окно на рога в рассказе у Нины Васильевны Гатиной, и маленький ежик, военный друг Мэри Михайловны Мадиянской – это воплощенная нежность. Не сентиментальная слабость, а созидательная сила, подобная той, с которой Адам в Эдеме нарекал имена животным. И у Раисы Васильевны Костриковой такой силой дышало каждое письмо. А писем от нее пришло в редакцию немало.
Вы помните, конечно, овчарку Эльфу, которая пасла поросенка, козла, не желавшего расставаться со своим гаремом, хозяина птичника – индюка Пылю, умную лошадку Белогривку? Все они будто герои одной книжки, в которой судьбы животных лентами вплетены в историю главного героя – человека. Как будто это длинная светлая повесть, вроде тех, что пишет наш земляк Вадим Рыжаков. Так захотелось прочитать ее полностью, от начала до конца, не в замочную скважину заглянуть в этот удивительный мир, а открыть в него дверь и погостить там немножко. И я позвонила Раисе Васильевне.
Драгоценная цепь совпадений
Не тут-то было! Зять Раисы Васильевны (помню-помню – тот самый, которому в ботинки в отместку написала сиамская кошка Сандра, оказавшаяся позже котом Шуриком) ответил, что бабушка уехала в деревню на лето. Может быть, она приедет на несколько дней, но точнее об этом скажет ее дочь, которая «позвонит вам завтра».
А назавтра дочь позвонила, и я чуть не упала со стула: «Евгения Вячеславовна? Это Татьяна Васильевна Бахвалова! Раиса Васильевна Кострикова – моя мама…» Вот так «приоткрыла дверь»!
Татьяна Васильевна Бахвалова сама достойна очерка. Это преподаватель по классу фортепиано из третьей музыкальной школы и просто волшебница. Скольких остывших к пианино оболтусов подогревала она своим музыкальным жаром вплоть до окончания школы! У детей неизбежно бывает период, когда от нотной грамоты просто тошнит, и многие на этом этапе бросают учебу. Но только не у Татьяны Васильевны! У нее на этот случай припасены творческие игры, джазовые зарисовки, композиторские пробы и просто классные часы с чаем, тортиком и музыкальными конкурсами. Она похожа на птицу, у которой главная песня: «Мои ученики, мои ученики…»
Надо же, как мне повезло – в одной шкатулке два бриллианта! Так они меня и встречали через несколько дней – вдвоем. Точнее, втроем, тут еще один маленький бриллиантик посверкивал – внучка Татьяны Васильевны, правнучка Раисы Васильевны – Полинка.
Самая старшая и самая младшая на денек выбрались из деревни под Вязниками. За хозяйку – домовничать, дом сторожить – там осталась овчарка Гроза, нынешняя любимица победительницы нашего конкурса. Серьезная зверюга, ответственная, когда она у ворот, за добро можно не переживать, все будет в целости, в сохранности… (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 19 июня 2008 года)
Евгения ПАВЛЫЧЕВА