Дзержинское время

Лавиной обрушившийся на мир кризис, само собой, докатился и до нашего, в сущности, провинциального городка. Кривая безработицы все еще неуклонно стремится ввысь. Сокращения и увольнения затронули и офисный планктон, и менеджеров среднего звена, и обычных работяг. Очень часто мы видим объявления о приеме на работу кондукторов. Да, в нынешних трудных условиях не соблазниться на не пыльную с первого взгляда работу, очень трудно. Да и зарплата в этой отрасли не самая низкая. Хотя на икру, конечно, не хватит.

Насколько на самом деле эта работа легка, мы и решили проверить на собственном опыте. Итак, мы продолжаем наш проект «Все работы хороши».

Проездные предъявляем!

В далекие восьмидесятые профессия кондуктора не была так актуальна. Всю «работу по обилечиванию» выполняли компостеры, рассчитанные на нашу честность. А почему бы ни быть честным, если проезд тогда стоил… Впрочем, это совсем другая история, и как бы то ни было, но в век технического прогресса машину заменил человек. Парадокс.

Собираясь с утра на работу, часиков эдак в 7-8, мы даже не задумываемся, что у кого-то трудовой день начинается раньше. Привычно сетуем на проклятый будильник, который так противно звонит и вечно не вовремя. Проклинаем коммунальщиков, которые не дают воды, а если и дают, то с напором, не отвечающим нашим утренним требованиям. Под ногами путаются чады и домочадцы, какие-то домашние животные, требующие свою порцию утреннего внимания… Наконец, раздав положенные поцелуи и подзатыльники, вылетаем из дома и мчимся к ближайшей остановке. В «приподнятом» настроении ждем маршрутку, трамвай, троллейбус, которые, конечно, никак не хотят ехать… А представьте, что кто-то пережил эту утреннюю катавасию часа эдак на четыре раньше нас и к моменту нашего пробуждения уже успел вусмерть наработаться, но все же продолжает развозить нас, полусонных и не с той ноги вставших, радующихся новому утру и ненавидящих его в принципе, спокойных, взвинченных, агрессивных, добродушных и каких угодно по нашим архиважным делам. Никогда не задумывалась над этим, если честно, и вряд ли задумалась бы, если бы не пришлось самой поработать кондуктором.

Для справки: первый троллейбус отправляется в рейс чуть раньше четырех часов утра, в то время как последний почти в полночь. В то время пока мы досматриваем сны, кондукторы уже спешат на работу, дабы мы, сони, смогли вовремя добраться до своей. И поздним вечером, когда мы сладко потягиваемся в предвкушении приятных снов и заслуженного за день отдыха, они все еще остаются «на посту». Конечно, работают они по сменам, но это дела не меняет – для нашего удобства эти люди готовы и вставать ни свет ни заря, и ложиться заполночь.

Поскольку я принадлежу к числу жаворонков, сотрудники МУП «Экспресс» предложили мне выйти «на дело» утром, но не самым-самым ранним, а в «щадящем режиме», схожем с моим обычным графиком, – в 9 часов. Обычный рабочий день кондуктора начинается не только рано, но и далеко от дома, а именно – в депо. Троллейбусный парк располагается на так называемой «пластиковской дороге», и добраться до него можно на специальном «маршрутном» троллейбусе. Начать работу, не посетив депо, нельзя – именно там кондуктор получает билетно-учетный лист, в котором на протяжении всего дня обязан отмечать количество билетов, проданных за «круг». Ехать за учетным листом мне не пришлось, так как меня прикрепили к профессиональному кондуктору, которая не только обучала азам профессии, но и несла ответственность за возможные промахи и ошибки в расчетах с пассажирами.

А когда на море качка…

Ну вот, вроде бы все инструкции получены и можно отправляться в путь, который для меня начинался с конечной остановки троллейбусного маршрута №5 «Вокзал». Настоящий кондуктор Галина Кривенышева, как могла, подбодрила, вручила специальную кондукторскую сумку и объяснила, как складывать купюры и монеты. Объяснила и как правильно держать катушку с билетами, чтобы быстрее и удобнее отрывать их. Оказывается, тут есть своя премудрость, которую я постигла не сразу. То не на тот палец надену, то не так оторву… А с виду так все просто! Полностью погрузившись в увлекательный процесс отрывания билетиков, я совершенно забыла, что троллейбус не стоит на месте, а движется, а иногда еще и поворачивает. Поэтому меня по инерции заносило на всех поворотах, ударяло о поручни, «штормило». Представляю, что могли подумать обо мне пассажиры! Они ж не знали, что кондуктор просто неопытен, а не откровенно и безобразно пьян. Некоторые улыбались, некоторые смотрели с подозрением, но вполне успокаивались, когда я обращалась непосредственно к ним…

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 2 апреля 2009 года)

Катерина ЧИСТЯКОВА