Возможно, вам приходилось слышать, что есть клоуны, которые работают в больницах. Так называемые больничные клоуны. В европейских государствах это – профессия, признанная и востребованная, с помощью которой было создано новое направление в лечебной медицине. Давно не секрет, что больной легче идет на поправку, если у него хорошее настроение. И создать это настроение – дело трудное, потому что давят больничные стены, потому что позади – болезненные многочисленные процедуры, операции. А впереди часто – неизвестность. У больничного клоуна, как и у каждого врача, главная заповедь – не навреди! Ему, как и врачу, нужна профессиональная подготовка, включающая в себя знания по психологии, владение особыми, пусть артистическими, но все же врачебными приемами. Вдвойне больше ответственности, когда работать приходится с тяжелобольными детьми. В нашей стране клоуны-волонтеры работают пока только в московских больницах.
Клоун Костя в реальной жизни – юрист Константин Седов. Впрочем, карьера заброшена им давно. С детства тянуло в театр. В то время, когда коллеги оставались в офисе после работы, он бежал на репетиции в любительскую актерскую студию, куда попал на втором курсе института. Он и сейчас там играет.
Случилось так, что как-то один из друзей увидел фотографию его выступления, на которой Костя был одет клоуном, и позвал работать в Российскую детскую клиническую больницу. Здесь Константин работает по сей день. Почему? Потому, что каждый день в онкологическом отделении больницы его ждут дети. Больные, грустные, уставшие от процедур, оторванные от дома. И Костя рад, вызывает на лице ребенка улыбку. Два года назад он был единственным больничным клоуном на всю Россию. А в прошлом году Константин вместе с Андреем Кизино, мастером из белорусской клоунской организации «Теодора», открыл первую в России школу больничных клоунов. В мире было всего тридцать две таких организации. Российская стала тридцать третьей! Думается, это счастливое число. Сегодня в их группе семь человек: журналистка, социолог, режиссер, четыре актера.
О своей работе Костя говорит с огромным интересом.
– Константин, обучение больничных клоунов – дело новое у нас в стране. Как и кем составлялся курс, что он включает?
– Мы разрабатывали этот курс на основе опыта зарубежных клоунов, работающих в больницах, рекомендаций психологов и врачей, родителей. Помог и собственный опыт. Теоретический курс обучения – это занятия по психологии, беседы с врачами и санитарами. Клоун должен немало знать о болезнях, противопоказаниях, назначаемых процедурах.
Очень важно, чтобы он шел к детям исключительно с хорошим настроением. Клоун должен делиться своей положительной энергетикой. Если у актера плохое настроение, он только навредит больному ребенку. Даже если он идет в больницу просто потому, что нужно идти на работу, то он не сможет помочь. Артист должен гореть! Конечно, важно самому «не сгореть» на работе. Для этого нужна сильная личность. Нельзя больного ни в коем случае жалеть. Только позитив! Позитив и хорошее настроение. И тогда происходит чудо! Знаете, это непередаваемое ощущение. Вот приходишь в больницу, видишь растерянные, испуганные, уставшие, совсем не детские глаза. Они смотрят на тебя недоверчиво. А потом глаза начинают загораться. На лице появляется улыбка. И смех. Это дорогого стоит. Смех одного пациента – как аплодисменты тысячного зала. А быть может и дороже.
– Сколько клоунов сейчас работает в Москве?
– В настоящее время работают семь клоунов в детской больнице и еще девять в Морозовской и Онкологическом центре. В конце мая, когда у нас состоится третий выпуск в московской школе, стартует Питерский проект. Мы планируем создать школу больничных клоунов в Санкт-Петербурге. Но и Питер – не предел мечтаний. Больничные клоуны нужны везде. Я это знаю, потому что вижу результаты нашего труда. К нам с симпатией относятся врачи, родители. А самое главное – больные дети. Знаете, клоун, который развлекает, и клоун, который лечит, – совершенно разные понятия. Больничный клоун в первую очередь доктор. Он, как и прочие доктора, дарит здоровье. А быть может, и жизнь. Немного высокопарно звучит, но это так. Но если докторов в стране довольно много, то больничных клоунов… Как и врачи они должны быть исключительно хорошими. Не обязательно гениальными, но хорошими. Тут та же врачебная заповедь – «не навреди!». Я мечтаю, что хорошие больничные клоуны когда-нибудь будут работать по всей стране. И каждый из нас, каждый из вас может приблизить этот день.
Александр Голякин