Бывают в жизни встречи, о которых потом долго вспоминаешь, воскрешая в памяти и обдумывая услышанное, рассказываешь знакомым. Мне на такие встречи просто везет. И в последнее время часто судьба сводит с людьми, прожившими очень долгую жизнь.
Поколение 90-летних – это просто уникальные люди. Практически все они прошли войну, потом снова отдавали долг Отечеству, трудясь в жутких условиях на предприятиях, в уже солидном возрасте пережили смутные 90-е. И вот ведь что удивительно – несмотря на все это, не утратили любовь к жизни, интересов, увлечений. Ах, как всего этого сейчас не хватает нам, молодым – не мерзнувшим в окопах, забывших о «перестроечном» голоде…
Знакомство
Имя Александра Ивановича Самарина было мне знакомо. Я несколько раз видела этого гармониста-любителя на городских фестивалях и концертах. Личное знакомство, возможно, и не состоялось бы, если бы он не принес в редакцию «Дзержинского времени» письмо… О чем сейчас пишут дзержинцы в газеты? О протекающих крышах и сосульках, о высоких ценах, о равнодушных чиновниках, в общем, о своих каждодневных проблемах и заботах. Александр Иванович же написал об истории появления гармони в России, о том, как совершенствовали ее нижегородские мастера и как она была популярна в советские годы. А еще автор письма сетовал на то, что инструмент – прародитель баяна и аккордеона – сегодня незаслуженно забыт, молодежь увлекают совсем другие ритмы, и в нашем городе нет ни одного кружка, где можно было бы научиться азам игры на гармони.
И столько в этом послании было интереса, увлеченности, что захотелось посмотреть на человека, который в наш меркантильный век способен волноваться о таких вещах. А когда Александр Иванович вошел в редакцию и начал говорить, сразу стало понятно, какая это удивительная личность.
Гармонь, любовь моя
Впервые гармонь Александр увидел и услышал в 1936-1937 годах у соседа. Сначала попросил подержать в руках, потом потихоньку начал подбирать знакомые мелодии и вот вскоре он был уже, как говорится, «первым парнем на деревне». От девушек отбою не было, но Саша больше увлекался самим инструментом, который все чаще выпрашивал у соседа, то за «спасибо», а то и за бутылочку с закуской. Видимо, тогда-то и зародилась в его душе влюбленность в гармонь.
А жизнь уже готовила Александру испытания, которые прервали его общение с гармонью на много лет. В судьбу парня, как и в миллионы судеб его ровесников, ворвалась война. Александр стал танкистом, в 1943-м попал в госпиталь с серьезным ранением – осколки сильно повредили правое плечо и руку. Раны, конечно, залечили, а вот гармонь руки держать уже не могли.
После войны Александр Иванович еще 25 лет служил в армии. Где только он не был – Кавказ, Украина, Казахстан, Карпаты, Туркмения. За это время, рассказывает наш гость, несколько раз стоял на краю жизни и смерти, например, когда участвовал в ликвидации легендарной банды «Черная кошка» в Чите.
Александр Иванович ушел в отставку в звании подполковника и вернулся в родные края, в Нижегородскую область, точнее, в Дзержинск. Здесь он еще 16 лет преподавал военное дело в техникуме им. Красной Армии. И здесь же сбылась его давняя мечта – в 1988 году Александр Иванович вновь взял в руки гармонь. Теперь уже даже непонятно: то ли сами руки наконец подчинили себе инструмент, то ли гармонь заставила слушаться руки, но факт остается фактом – уже более 20 лет Самарин не расстается со своей звонкой подругой. За это время он успел съездить на несколько фабрик по изготовлению гармоней, поиграть на разных инструментах – Кировских, Тульских, «Куликово поле», гармони Кондратьева. Его стали узнавать на фестивалях и конкурсах музыкантов-любителей. Разделяли увлечение главы семьи и домашние: сын сам учился играть, правда, на баяне, а жена с удовольствием пела под аккомпанемент мужа.
И беспокоит сейчас Александра Ивановича одна проблема: негде в нашем городе научиться играть на гармони. Единственное место, где еще могут собраться гармонисты, – это центр «Славянка». За это отдельное спасибо ее руководителю Ольге Петровне Леонович, которая, кстати, вот уже много лет организовывает в нашем городе фестиваль «В Дзержинске играет гармонь» и изо всех сил старается поддержать любителей этого инструмента. «В Заволжье, Кстово, Ваче есть кружки, где занимается молодежь, а у нас почему-то нет», – грустно заключает Самарин.
Секрет долголетия
Уже в конце встречи у журналистов редакции вдруг созрел вопрос: «Александр Иванович, простите, если вы еще до войны на гармони вовсю играли, то сколько же вам лет?» Хитро блеснул глазами: «А как вы думаете?». Больше 70-ти этому бодрому, интересному мужчине ни за что не дашь. Между тем Александру Ивановичу 90. Секрет долголетия у него простой: не пить, не курить, не знать чужих женщин. «А еще, – добавляет подполковник. – Надо любить людей, жалеть и помогать им. Прослужив 25 лет в армии, я понял, что даже там не все решает глотка. Только имея доброе сердце, можно работать с людьми».
Учитесь, дзержинцы.
Марина Ипатова