Все мы в детстве мечтали кем-то стать. В мальчишеский набор профессий обычно входят: пожарный, космонавт, милиционер. А вот наш герой, Андрей Соловьев, хотел быть машинистом, чтобы управлять громадными составами.
Однако не все взрослые становятся теми, кем хотели в детстве. Так и Андрей окончил факультет «Химической и пищевой инженерии» дзержинского политеха и стал работать на одном из местных заводов мастером-технологом. Но мечту свою он осуществить все же сумел. Сегодня он управляет-таки поездами, правда, в масштабе 1:87. Андрей занимается моделированием железных дорог.
С юных лет нашему герою нравилось собирать и разбирать металлические конструкторы. Процесс «сборка-разборка» происходил и с другими, казалось, не разборными игрушками. Само же его увлечение моделированием, как ни странно, началось с Фомулы-1, чемпионата мира по кольцевым автогонкам. Восьмилетний Андрей смотрел гонки по телевизору, а потом мастерил собственные болиды из подручного материала. В ход шла бумага, проволока, металл. Никаких курсов юных моделистов Андрей не проходил, и помощи со стороны взрослых у него не было, до всего доходил своим умом, пробовал, разрабатывал новые модификации, совершенствовал детали. Благо дома были папины слесарные инструменты, а мама не мешала творчеству сына. Хотя не вмешаться было очень сложно, когда видишь собственное восьмилетнее чадо не только с ножницами, ножами, пинцетами и плоскогубцами в руках, но еще и со сверлами, коловоротом, а впоследствии с мини-дрелью.
Постепенно гоночные машинки стали для Андрея элементарным по степени сложности творением. Тогда-то он и принялся за поезда. Но тут наш герой столкнулся с проблемой: имея лишь ручной инструмент, не достигнуть желаемого результата. Эволюционировать надо было серьезно. Здесь началась покупка мини-станков, и закипела работа по сборке поездов. Материалом для них обычно служат пластик и металл. В автомагазинах приобретаются всевозможные лампочки, специальная краска. Но среди моделистов ходит поговорка: «Моделист – лучший друг бомжа». А все потому, что материалы для своих произведений они часто находят на помойках. В розницу все необходимое для моделирования купить сложно, вот и приходит на помощь смекалка, фантазия.
По словам Андрея, моделисту просто необходима инженерная жилка, надо видеть, как применить с виду ненужный хлам. Например, крышки от лапши «Доширак» становятся неплохими крышами поездов, а средняя пластмассовая часть ватной палочки в руках мастера становится частью сцепки вагонов. Современный же пластиковый плинтус, замеченный Андреем в магазине стройматериалов, помог ему создать сложную крышу вагона всего за 1,5 часа, раньше на это уходило несколько дней. Но помимо материалов, так сказать, подручных, есть и такие, которые нужно заказывать. В основном это колесные пары, сцепные устройства, путевой материал, который производится в Германии и заказывается через интернет-магазины. Кстати, коробки из-под посылок тоже находят свое применение: в них хранятся комплектующие для моделей.
Создание одной ходовой модели (та, которая ездит) занимает немало времени, обычно 3-4 недели, стендовая создается на неделю меньше. А вот технологию изготовления уменьшенных копий магистральных тепловозов Андрей довел до такого совершенства, что делает их всего 2 недели. И все же усидчивости и терпению человека, занимающегося моделированием, можно только дивиться и завидовать. Ведь процесс сборки настолько скрупулезный, что в моделях электричек, например, отдельно изготавливается каждое сиденье, а в локомотиве непременно создается внутренний вид кабины машиниста.
Однако помимо усидчивости, наблюдательности и золотых рук моделисту необходимо умение читать чертежи, а также обширные знания предмета. Нужно досконально изучить конструкцию каждого состава. Чертежи, кстати, Андрей находит в Интернете, а еще помогают работники депо, снабжают паспортами на поезда, чертежами узлов и агрегатов, а также делятся другой необходимой информацией. Ведь помимо того, что модели, которые собирает Андрей, похожи на настоящие поезда как две капли воды, они еще и по рельсам ездят. Модели снабжены двигателями, работающими через адаптер от электрической розетки (перфоратор бош).
Моделирование доставляет Андрею не только душевную радость, но приносит и доход. Фото своих моделей он выкладывает на различных железнодорожных форумах, так и появляются заказчики. Иногда это такой же увлеченный моделист или коллекционер, а порой просто любитель железных дорог и всего с ними связанного, жаждущий любоваться своим любимым локомотивом или вагоном у себя на рабочем столе или на полке. Бывает, что кто-то из знакомых звонит и просит сделать точно такой же локомотив, который каждый день проходит под окнами. При том этот состав должен быть таким же грязным и закопченным. Цена ходовой модели из 4 вагонов обычно равняется двум-трем средним зарплатам, стендовый вариант стоит несколько дешевле. Однако уходить с работы и открывать свой бизнес Андрей не собирается. Налоги будут непомерные. Придется работать себе в убыток. Поэтому хобби так и останется хобби, хотя и весьма прибыльным.
Ну а для души Андрей собирает на подоконнике макет железнодорожной станции, с платформой, освещением, светофорами и даже людьми. На работе иногда посмеиваются, глядя на его красные глаза: «Опять паровозики ночью собирал?». Но Андрей не обижается: главное – он осуществил мечту детства!
Ксения Медведева