Совсем скоро наша страна отметит еще один печальный юбилей –  70-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. В канун этой даты в редакцию «ДВ» пришло письмо – воспоминания нашего земляка, ветерана войны Николая Александровича Гордеева. Письмо писал не сам фронтовик – сил нет даже на это. Спасибо коллегам из совета ветеранов-учителей, похлопотали и очень просили: «Опубликуйте, Николаю Александровичу будет приятно…» 

Николаю Александровичу Гордееву в победном мае 1945 г. не исполнилось и 19 лет. А он успел повоевать и на 1-м Белорусском (командующий Г. Жуков), и на  2-м Белорусском фронте под командованием К. Рокоссовского.

Родился Николай 12 сентября 1926 г. в уездном городе Алатыре на реке Суре, что угнездился когда-то в Сибирской губернии. Учился алаторец в городской средней школе имени героев-челюскинцев. В 1942 году, когда по стране уже вовсю бушевала война, Гордеев успел закончить восемь классов. А тут другое несчастье – у Николая умер отец. Пришлось мальчишке взяться за дело – он устроился в местные авиационно-ремонтные мастерские, стал учиться на слесаря. Вскоре военком зачислил Николая Гордеева на ускоренные курсы шоферов.

А когда в 1943 г. юноше исполнилось 17 лет,  его призвали на службу в армию. Этапы возмужания следовали друг за другом: учебный автополк в Хвалынске Саратовской области, затем передислокация в украинский город Чернигов, Минск (http://www.gismeteo.by/weather-minsk-4248/)… И сегодня в архивах Советской армии Николай Гордеев числится как «гвардии рядовой шофер Отдельной тяжеломинометной бригады № 26 РГК» (резерва Главного командования). Бригада участвовала в освобождении Варшавы, Лодзи и других городов Польши, крушила фашистов на их земле – в Кюстрине, Дрездене, Шпандау. Ратный маршрут Николая завершился в Берлине.

Особенно помнится фронтовику Н.А. Гордееву из тех времен такой военный случай.

«…Советская армия громила фашистов – в апреле 45-го главной целью двух Белорусских фронтов был   Берлин. Я на своем ЗИС-5 подвозил к фронту бензин в 200-килограммовых бочках. Территория, по которой мы ехали, считалась отвоеванной нами. И вдруг мы (со мной были помпотех майор Середа и еще начсклада ГСМ, сержант Ковальчук) попали под вражеский обстрел. В считаные секунды от дороги, по которой мы ехали, не осталось ничего, кроме ям и ухабов. Сбитые артогнем телеграфные столбы с мотками сталистой проволоки баррикадно преграждали нам путь. Я попытался объехать препятствия – проволока намоталась на карданный вал и оборвала бензопровод. Бензин потек на землю. Мотор заглох. Машина предательски замерла. А взрывы все не смолкают…

И тут меня осенило: надо заставить течь бензин самотеком! К счастью, в кузове нашелся шланг. Разрубив впопыхах проволоку под машиной, я освободил кардан. Вмиг запрыгнул в кузов, открыл пробку стоявшей у борта бочки, сунул внутрь один конец шланга, а другой протянул под капот к карбюратору… Машина ожила…

Вскоре закончился и обстрел – наши «прижучили» немцев. Мы двинулись дальше – к передовой. Сержант держал бензошланг, а я  вел машину. Так и добрались до своих. Бочковый «клад» горючего с нашей машины тут же «напоил» моторы тех машин, что потянули тяжелые минометы вперед – на Берлин.

…А уже на подходе к Берлину нас   утюжили с воздуха «Мессершмидты».

Я на своем «ЗИСе» поднимался в потоке машин по террасам местности на восточном склоне Зееловских высот. И снова вез бензин. В этот момент вражеские самолеты налетели на нашу колонну. Мы с сержантом Ковальчуком, скрываясь от «мессеров», засели в окопчик. Бомбы сыпались рядом, и одна из них взорвалась прямо рядом с нашей машиной. После взрыва мы бросились к «ЗИСу» – нужно было ехать вперед. Но тут нас оглушили крики солдат, вместе с нами пережидавших налет: «Бензин! Бензин!». Глядим, а из пробоин в бортах течет горючее, готовое вспыхнуть при первой искре! Тронуться с места мы не могли – осколками повредило колеса. Осталась одна возможность – возвращаться в тыл по целине.

Мы сбросили наземь из грузовика десять бочек бензина. «Прихрамывая», наш «ЗИС»  добрался до ремонтной бригады. Боевые товарищи «обули» мою машину. Немедленно предстояло выполнять и мне, и моему «коню» новый срочный приказ. Я глянул в кузов и обомлел – там лежала пустая, вдрызг изрешеченная осколками еще одна бочка, которую мы не заметили… Из нее текла бензиновая река. И, не заметь ее вовремя, мы могли взорваться…»

Военная вахта Н.А. Гордеева закончилась через пять лет после Победы – его  бригаду расформировали в 1950 году. После была демобилизация, переезд в Горький. Здесь он окончил физкульттехникум, стал учителем. Перебрался в Дзержинск –  работал в школе №13. Потом женился – пошли дети…

Одиночество подкралось со смертью жены, со временем отдалились дочери. Единственной отдушиной для фронтовика остались его бывшие ученики, коллеги, нынешние воспитанники школы №13, которые нет-нет, да и заглянут к Николаю Александровичу в гости  проведать. И эти редкие гости так дороги сердцу ветерана. 

   Председатель совета ветеранов-учителей

 

В.Н. Смоленцев

 

(под редакцией Е. Богомазовой)