В каждой профессии есть люди, которые, незаметно для окружающих делая свою работу, становятся незаменимыми. Одним из таких профессионалов по праву можно считать старшину полиции Рамилю Корякову. С детства Рамилю манила служба в органах правопорядка: привлекала красивая форма, ладно сидящая на стройных парнях и девушках; нравилась уверенность, с которой милиционеры вели себя на улицах нашего беспокойного в те времена города. И вот девятнадцатилетняя Рамиля твердо решила посвятить свою жизнь службе на благо закона и справедливости. Шел переломный для страны 1990 год, когда наша героиня получила первый в своей жизни китель серого цвета, служить ей предстояло в роте патрульно-постовой службы. Тогда автопатрули на улицах Дзержинска были редкостью, а первыми на месте происшествия зачастую оказывались пешие наряды, состоящие преимущественно из женщин. Итак, первый рабочий день! С опытной наставницей Верой Лапиной Рамиля гордо шествует по улице. Эту женщину она потом не раз вспомнит добрым словом. «Многому Вера научила, до земли ей поклон за это. Научила разговаривать с людьми, быстро разбираться в происходящем, не показывать свои эмоции, справляться со страхом…» – делится воспоминаниями старшина. Уроки старшего товарища пригодились Рамиле, например, когда ей, маленькой, хрупкой девчонке, понадобилось вывести из трамвая нетрезвого дебошира. «Гражданин! Пройдемте!» – звонкий голос милиционера разнесся по вагону. «Что?! Да я тебя…» – начал было перебравший двухметровый детина и… тут же наткнулся на решительный и твердый взгляд светлых глаз. «Ну я в общем-то, да я… погорячился тут, ведите, куда положено…» – промямлил сникший хулиган и покорно поплелся за Рамилей в отдел милиции. Этот же взгляд не однажды успокаивал и полуголодных, озверевших от многочасового стояния в перестроечных очередях людей. В 1994 году, следуя негласному распоряжению «сверху», женщин-милиционеров стали переводить из ППС в другие подразделения и службы. Так Рамиля попала в дежурную часть. Отдежурила одну смену, вторую и подумала – не мое! Стала проситься назад – «на землю». «На улице ситуация меняется каждую минуту, и вместе с этим происходящее контролировать проще: люди перед тобой, видишь их лица, понимаешь, что тот или иной человек может сделать в следующее мгновение. В кабинете же – только телефон… Кажется, никто и никогда не сможет понять, обманывает его звонящий или нет, ведь самого главного – глаз собеседника – увидеть нельзя», – объясняла она свою просьбу. А когда получила отказ, поняла: нужно учиться специфике новой работы. Училась быть беспристрастной, а временами и жесткой, на лету выхватывать из зачастую несвязного потока передаваемой информации необходимые крупицы, не отвлекаясь на эмоции звонящего. Училась быстрее обрабатывать сведения и буквально на ходу принимать решение: в какую службу передать полученные данные. Именно от этих навыков зачастую зависит чье-то здоровье, а возможно, и жизнь. Сумел дежурный понять, что ситуация действительно критическая, и отправил наряд – преступление будет предотвращено. А вот «бросил» он людей на заведомо ложный вызов – и некем стало «закрыть» реальное происшествие. Наша героиня это прекрасно понимала, поэтому всеми силами старалась стать классным специалистом. «Бывает, слышишь крик в трубку: «Убивают!». Людей свободных нет, срываешь патруль с улицы, отправляешь по адресу, а там… ну, конечно, не тишь да гладь, однако ж все уже довольны друг другом, и пьяные разногласия, которые еще минуту назад грозили кровопролитием, забыты после приема очередной дозы спиртного. С одной стороны, хорошо, что ситуация разрешилась сама собой. А с другой… поступил бы сигнал о реальном происшествии, а отправить на него некого…» – сетует Рамиля Абдулхаковна. Поэтому права на ошибку у дежурного нет: возникло сомнение – вышли наряд, пусть проверят… Каждый сотрудник дежурной части может вспомнить немало ситуаций вроде той, когда звонящий на нервах, кричит, обвиняет в безразличии, а на деле оказывается, что он жалуется на… мяукающую в подъезде кошку. Но даже в этом случае нельзя бросить трубку, предварительно выругав паникера за то, что он занимает линию. Самое сложное в работе дежурного, по мнению старшины Коряковой, – не- взирая ни на что, сохранить спокойствие и суметь спроецировать описываемую ситуацию на себя. «Как бы в таких обстоятельствах повела себя я?» – этот вопрос она задает себе каждый раз, когда ведет разговор с человеком, попавшим в беду. А потом, исходя из ответа, опираясь на свой жизненный опыт и профессиональные навыки, начинает давать инструкции. И, надо сказать, много раз именно благодаря ее профессионализму было пресечено преступление, задержан по “горячим следам” преступник или спасен человек, оказавшийся в сложном положении. За скромный оклад старшины полиции Рамиля Абдулхаковна вот уже много лет сутками дежурит на телефоне, каждый день пропуская через себя чужую боль и чужое горе, выслушивая бесконечную вереницу жалоб, историй людских бед. Со временем у нее практически стерлась грань между домом и работой. Поэтому друзья давно уже не удивляются, когда, позвонив по номеру Коряковых, слышат оттуда: «Полиция. Дежурная часть слушает». Все понимают, что зачастую хозяйка квартиры чисто автоматически реагирует таким образом на резкую трель телефонного звонка. «Приходишь домой, и первые несколько часов в голове одна и та же мысль – все ли заявки передала, не забыла ли что-то… Поэтому домашние нередко обвиняют меня, мол, я всю жизнь на работе», – рассказывает полицейская. Главное же, что помогает ей хоть иногда, что называется, снять погоны, – это крепкая семья: муж, в недавнем прошлом сотрудник ППС, и дочка с сыном. Они с пониманием относятся к особенностям и специфике маминой работы и стараются во всем ей помогать. Имея за спиной такой тыл, она раз за разом отправляется на смену, в течение которой почти сто человек услышат в трубке ее спокойный и уверенный голос: «Полиция. Дежурная Корякова слушает».
Евгений Павлычев