24 мая этого года Николаю Ивановичу Вавилову могло бы исполниться 72 года. Но его уже нет с нами. Тем не менее день рождения – хороший повод вспомнить о человеке, оставившем заметный след в истории Дзержинска.

 

Он родился 24 мая 1941 года в Дзержинске – в самый канун великой войны. Отца своего – рабочего «Заводстроя» – Николай практически и не видел.

Он ушел в военное пекло и сгорел там, как и миллионы других наших соотечественников. Каково было детство Коли, лучше и не вспоминать. Но, с другой стороны, оно – это детство – закалило будущего лидера свердловцев, приучило его не тужить при встрече с трудностями и уметь постоять за себя. Он, вообще-то, мечтал стать летчиком, но не вышел ростом – в 17 лет был всего 139 см. Так отразились на нем голодные военные, да и послевоенные годы. Науки давались мальчишке легко, и после семилетки он поступил в техникум им. Красной Армии. Окончив его, в 1961 году пришел на завод им. Свердлова и до самой пенсии не расставался с родным предприятием.


Высшее образование Николай Иванович получил на вечернем отделении Горьковского политехнического института. Все ступени, что может пройти инженер на заводе, Вавилов прошел. Он не боялся никакой работы. Но когда ему предложили пост директора завода, Вавилов все же заробел: ведь этот пост ему предстояло принять из рук легендарного Михаила Сухаренко, дважды Героя Социалистического Труда. Как после такого корифея не опростоволоситься?


Вавилов не опростоволосился. Хотя директорствовать пришлось в эпоху не самую лучшую в истории завода. Сегодня не секрет, что за продукция выходит за ворота предприятия. Всю свою жизнь завод жил за счет государственного военного заказа. А как раз на директорство Вавилова пришлась пора, когда этот заказ скукожился почти что до нуля. Что делать? Сокращать людей? Дать развалиться всему тому, что созидали поколения свердловцев? Нет, этот путь никак не подходил ко нраву «реактивного» директора. За его спиной стояли тени таких гигантов, как Цыганков, Гоциридзе, Сухаренко. Он не мог пустить под нож дело их жизни.


И Вавилов сотоварищи нашел выход. За короткий срок на заводе был освоен выпуск более 70 наименований новой продукции, пользующейся спросом. Дважды губернатор Нижегородской области предоставлял заводу многомиллиардный кредит и дважды завод им. Свердлова, превратив эти деньги в новые производственные мощности, окупал отпущенные средства и вовремя возвращал долг.


Завод им. Свердлова, может быть, единственное в нашем городе предприятие, не сбросившее с плеч долой груз социально-бытовой, оздоровительной и культурной сферы. Вавилова уговаривали отказаться: слишком, де, тяжелы нынешние времена. На это Николай Иванович всегда отвечал: «А когда в России были легкие времена?».


Конечно, заводская жизнь в годы разрухи рай не напоминала. Дыр было достаточно. Зарплата рабочих была, мягко говоря, не высока и выдавалась с задержками. Но главного директор все же добился: завод и его коллектив сохранен, а это в наше время дорогого стоит. И он не только верил в лучшие времена – он их приближал всеми силами, всей своей жесткой волей.


Вавилов был человек общественный. В той же степени, как судьба завода, его интересовала и волновала судьба родного города. Он активно принимал участие в этой судьбе и как депутат Городской думы, и в качестве члена влиятельного совета директоров, и просто как гражданин.
Николай Иванович не потомственный свердловец. Он первый в своем роду оборонщик и, судя по всему, последний. Дочь предпочла «взрывной» профессии финансы, а сын – бизнес. На внучек тоже рассчитывать не приходится. Ну, не получилась вавиловская династия на заводе. Зато уж сам глава семейства мог смело претендовать на то, что его директорство когда-нибудь назовут вавиловской эпохой.


Почему Николай Иванович так преуспел в своих делах? Прежде всего, потому, что знал, чего он хочет. И потому, что умел считать на несколько ходов вперед. Не случайно же в его кабинете можно было заметить шахматную доску. И потому, что умел подчинить своей жесткой воле огромный и сложнейший механизм, коротко называемый заводом им. Свердлова.


В мае 2001 года, аккурат к 60-летию Николая Ивановича Вавилова, ему присвоили звание «Почетный гражданин Дзержинска». Интересно отметить, что Вавилов – третий директор подряд, вслед за Гоциридзе и Сухаренко, получил это почетное звание. Нет, ничем не подвел директор своих незаурядных предшественников.

Исаак Фельдштейн