21 ноября актрисе Нине Александровне Конаковой исполнилось бы 100 лет. На дзержинской сцене она работала с 1949 по 1976 год. Начало Есть люди удивительной, счастливой судьбы. В отличие от многих других, которые долго ищут себя, свой путь в жизни, перед ними выбор профессии не стоит. Эти счастливчики «с младых своих ногтей» знают, кем быть. Что это? Гены? Интуиция?.. Говорят, что их поцеловал Бог… К таким счастливым людям я отношу свою маму Н.А. Конакову. Еще девочкой она побывала на любительских спектаклях, поставленных ее отцом А.Ф. Конаковым – педагогом-просветителем, драматургом, писателем, журналистом. Там она, видимо, и «заболела» театром. Мне мама рассказывала, как, еще не учась в школе, разыгрывала перед подружками спектакли, играя в них все роли. К тому же еще пела и танцевала. Первые успехи на сцене Окончив в Йошкар-Оле школу-семилетку, 14-летняя Нина поступает в театральное училище, которое заканчивает с красным дипломом. И сразу же ее приглашают в Марийский национальный театр, где вводят на роль Катерины в спектакль «Гроза», поставленный по одной из лучших пьес А.Н. Островского. Шедевр русской классики был понятен и близок зрителям, а страдания Катерины в исполнении начинающей актрисы трогали их сердца. Спектакль 3 года не сходил со сцены театра и всегда шел при переполненных залах даже на выезде. От спектакля к спектаклю к Нине Конаковой приходило и мастерство. А наибольшего успеха мама добилась в спектакле «Салика» по пьесе С. Николаева. «Пленительный образ девушки-сиротки создала Н. Конакова. Салика в исполнении артистки покорила всех зрителей. Все в зрительном зале дышали ее дыханием, помогали ей в беде, плакали вместе с ней…» – так писал А. Соколов (газета «Молодой коммунист», 10 апреля, 1938 г.). Позднее будут роли из мировой классики: Кеккина («Бабьи сплетни» К. Гольдони), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Николь («Мещанин во дворянстве Ж.-Б. Мольера), а также роли советского репертуара. Назовем здесь две из них: роли Лиды («Платон Кречет» А. Корнейчука) и Тони Тумановой («Как закалялась сталь» Н. Островского). А жизнь продолжается Здесь я сделаю небольшое отступление. Еще студенткой мама вышла замуж за музыканта В. Иванова, ставшего после окончания училища дирижером. В семье родились двое детей – сын Леонард и дочь Леонора… В 1939 году отца мобилизовали в Красную Армию. Сначала он служил младшим офицером в Белоруссии, но скоро место службы изменилось: он участвовал в финских событиях, позднее – в польских. У мамы тоже произошли изменения: «Поработав в национальном театре до 1939 года, я получила возможность повысить свою квалификацию в Белоруссии – в минском театре юного зрителя. С удовольствием работала с детьми. Но разразившаяся война… не дала возможность продолжить работу в детском театре», – писала актриса в автобиографии. Мой отец пропал без вести в 1941 году, участвуя в боевых действиях… А мама с крошечным рюкзачком за спиной выбиралась из всеобщей суматохи начавшейся войны буквально «на перекладных»: где поездом, где на грузовиках, где пешком… «Я вернулась домой в свой первый театр, и все годы вой-ны работала в нем, часто выступая в клубах, школах, детских садах, пожарных сараях, на грузовых машинах, непосредственно на полях и в лугах во время летних полевых работ. Не раз участвовала в сборе урожая и лесозаготовительных работах. Постоянно – в шефских концертах для воинских частей, в госпиталях перед ранеными… Я не имела возможности быть бойцом на фронтах Отечественной войны, но старалась вложить все силы и опыт работы в глубоком тылу…» – так писала в своих воспоминаниях моя мама. А в 1945 году ей было присвоено звание заслуженного артиста Марийской АССР за выдающиеся заслуги в области развития советского искусства. Закончим на этом рассказ о йошкар-олинском периоде жизни и вновь дадим слово самой Н.А. Конаковой: «В конце 1945 г. я была переведена в один из театров Северного Урала. За первые 2 года пребывания в Березниках мною сыграно 13 ролей. В том числе роль очень любимой мною замечательной героини Краснодона Любови Щевцовой. В своей работе над ролью Любки мне хотелось показать, как озорная, дерзкая, смелая, она боролась с немецкими оккупантами, как бесстрашно встретила смерть. В этом же сезоне мною сыграна роль Шуры Азаровой (пьеса Ф. Гладкова «Давным-давно» стала широко известна по фильму Э. Рязанова «Гусарская баллада». – Авт.). В этой роли мне хотелось показать храбрость, величие русской девушки-патриотки, ее настойчивость в достижении цели», – вспоминала актриса. В Березниках мама проработала 4 года, была любима зрителем – не случайно же ее выбрали депутатом Городского совета. Играла в Березниках актриса в основном советский репертуар. Самые известные роли – Ольги (К. Симонов, «Так и будет»), Антона-Тони (А. Малыгин, «Старые друзья»). Часто бралась за роли в комедиях: «Где-то в Москве», «Вас вызывает Таймыр», «Факир на час» и многих других. В первый же год работы в Березниках маме предложили вести драмкружок в Доме пионеров. Вот как пишет она сама об этом в 1947 году: «Наряду с работой в театре веду работу в драмкружке Дома пионеров. Цель моей работы – развить у детей вкус, любовь к литературе, искусству, дать им более обстоятельные понятия в области театрального искусства…». Березниковский период закончился в 1949 году. Впереди – Дзержинск. Дзержинск В наш город Н.А. Конакова приехала с семьей в 1949 году по приглашению руководства театра. К тому времени дзержинской драме исполнилось всего 3 года. В Дзержинском драматическом театре им. XXX-летия Ленинского Комсомола актриса задержалась надолго – 27 лет и 3 месяца… Провинциальные театры живут совсем в других условиях, чем столичные или областные: за театральный сезон они выпускают не 1-2 спектакля, а не менее 5. Если произвести приблизительные подсчеты, то получится, что в дзержинском театре актриса Конакова сыграла не менее 150 разных ролей – от русской (Аксаков, Гоголь, Лермонтов, Мельников-Печерский, Островский, Тургенев и др.) и зарубежной (Гольдони, Лопе де Вега, Мольер, Тирсо де Молина, Шекспир, Шиллер) классики до современных советских и зарубежных пьес. Мама была занята по максимуму, пробовала себя в различных жанрах: с удовольствием играла в драме, обожала комедию, водевиль, музыкальные спектакли с пением и танцами, детские сказки. Она сыграла много интересных и разных героинь: Ольгу («Свадьба с приданым»), Язгуль («Честь семьи»), Инессу («День чудесных обманов»), Кэт («Ночь ошибок»), Мирандолину («Хозяйка гостиницы»), Луизу («Коварство и любовь»), Эльзу Буш («Жизнь начинается снова»), Настеньку («Свадебное путешествие»), Адриану («Комедия ошибок»), Елену («Женитьба Белугина»), Анну Реневу («Светит, да не греет»). И все они были сыграны по-разному, каждая имела свою индивидуальность и обаяние, изюминку, национальный характер, наконец. И, наверное, не случайно зрители стали ходить в театр «на Конакову». К слову, совсем недавно я лечилась в поликлинике у разных врачей. И обе с удовольствием рассказывали мне о тех далеких, незабываемых спектаклях, увиденных в театре. Младшая из них сказала мне: «Ваша мама была настоящей звездой и не в теперешнем понимании слова, когда все подряд – звезды, а редким и талантливым явлением в коллективе театра». Да и театральные критики тех времен в своих рецензиях всегда выделяли игру актрисы Конаковой, отмечая исключительное мастерство, талант, темперамент… Порой спектакль одного названия мог быть сыгран многократно, в зависимости от спроса зрителя. Рекордсменом можно назвать «Настоящего человека». Инсценировку по книге Б. Полевого сразу же после выхода ее в свет загорелся написать артист театра Т. Лондон. Идея была одобрена автором, и в 1951 году театр начал работу над инсценировкой. В главной роли Алексея Мересьева – Т. Лондон, а Зиночку играла Конакова. Спектакль о летчике-герое, летавшем на боевом самолете без ног, с успехом прошел в городе более 100 раз. В сентябре 1954 года театр был приглашен в Москву на гастроли, которые проходили в театре им. Ленинского Комсомола (теперешнем Ленкоме). Критиками, руководством театральной Москвы спектакль был отмечен как событие в театральной жизни. Ряд актеров (Т. Лондон, В. Мачкасов) и режиссер спектакля Ф. Лещенко были удостоены звания заслуженных артистов РСФСР. Не менее важным событием для театра оказалась и другая инсценировка – «Поднятая целина» по произведению М. Шолохова. Автором инсценировки был все тот же, теперь уже заслуженный артист РСФСР Теодор Лондон. Спектакль имел успех не только у дзержинцев и в области, но и удостоился гастролей в Москве в июне 1957 года. Спектакли шли в помещении театра им. Е. Вахтангова. Мама играла одну из главных ролей – Лушку… Годы, проведенные актрисой в дзержинском театре, неравнозначны. В молодые годы актриса играла по максимуму. Но время шло, ситуация менялась. Приходилось переходить на роли другого плана: социальных героинь, гранд-дам, мам, тетушек, «женщин без возраста» (так и называлась одна из пьес, где мама играла героиню – эту самую женщину без возраста), бабушек, комических старух. Проще всего было в комедийных, характерных ролях, которые были ее коньком. В них актриса по-прежнему была органична, создавала сочные, насыщенные темпераментом образы. По-моему, вершиной перевоплощения стала Баба-Яга, в которой никто (даже самые близкие) не смог узнать знакомую актрису. Скажу больше. Творческий потенциал Н.А. Конаковой не был исчерпан до последних дней работы в театре. Но, несмотря на это, актрисе пришлось уйти на пенсию не по собственному желанию, а по желанию руководства и отдельных «коллег», возмущавшихся тем, что актриса пенсионного возраста получает зарплату по высшей категории. По моему мнению, ларчик просто открывался: будучи уполномоченным ВТО (Всероссийского театрального общества) и в силу независимого характера, она не отмалчивалась на производственных совещаниях и собраниях коллектива. Говорила о непорядке в глаза руководству театра. Это не могло не иметь последствий. И 1976 год стал последним в творческой биографии актрисы. Но жизнь на этом не кончилась. Маме без театра работы хватало: она продолжала работу с детьми – руководила детскими драматическими кружками в ДК ЧХК, детском клубе «Космос», ставила спектакли, концерты со взрослыми кружковцами в Обществе слепых. Проводила занятия по технике речи, уроки дикции, танца, пения, грима. Но была у нее и более высокая задача – помочь детям полюбить театр, искусство. А потому и неудивительно, что некоторые из кружковцев выбрали своей профессией актерскую. С успехом трудится в Дзержинском театре драмы актриса Т. Мелендина-Орлова, в одном из питерских театров работает С. Серова, в Московском ТЮЗе играет Т. Канаева (она еще снимается в кино), театру посвятил себя В. Букин. Так что кружковцы Н.А. Конаковой верны делу своего педагога и с честью продолжают его.
Леонора Конакова