Прошло много лет, а в моей памяти навсегда остался образ моего дедушки Василия Ивановича Иванова, удивительно светлого, бесконечно доброго, честного и справедливого человека. К сожалению, в детстве мы виделись нечасто, так как я жила в Забайкалье, а он в Тверской области.
Он не любил рассказывать о себе, поэтому подробности его биографии я узнала гораздо позднее со слов бабушки, а совсем недавно случайно обнаружила в альбоме автобиографию дедушки, из которой мне стало известно, что в 1941 году он вступил в истребительный батальон. А когда фашистские войска продвинулись к границам Тверской (тогда Калининской) области, вступил добровольно в ряды Советской армии. Сражался с врагом на Западном, Калининском, Северо-Западном, Втором Прибалтийском фронтах и в Южной группе войск, был парторгом роты, а впоследствии – заведующим делопроизводством военной прокуратуры армии.
У дедушки огромное количество наград: «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «50 лет Вооруженных Сил СССР». Но главной наградой для него всегда был орден Красной Звезды. Никогда дед не рассказывал, за что он получил его. И только спустя годы я услышала от бабушки эту удивительную историю…
В начале 30-х годов в Чечне работал английский инженер-нефтяник Брайен Монтегю Гровер. Здесь он познакомился с русской девушкой Леной и влюбился в нее. В 1934 году мистер Гровер вернулся в Англию, но продолжал переписываться со своей возлюбленной. Молодая пара решила оформить свои отношения, но возникли проблемы с визами. Устав от разлуки, англичанин вступил в аэроклуб, за несколько месяцев овладел техникой пилотирования, купил спортивный самолет и вылетел из Англии на встречу со своей второй половинкой: сначала в Германию, затем в Швецию, Финляндию, пересек Финский залив. Целью Гровера была Москва, только не Красная площадь, а Тушинский аэродром – место проведения сталинских воздушных парадов. Однако англичанин был вынужден приземлиться в Тверской (Калининской) области, на колхозном поле – видимо, мистер Гровер не смог сориентироваться (у него барахлил бортовой хронометр) и не долетел до военного аэропорта, где планировал дозаправиться.
Подошедших к самолету крестьян гость из туманного Альбиона встретил возгласом: «О, здравствуйте! Из прилетел к вам из Лондона за моя русская невеста!».
В местном отделе НКВД нарушитель заявил, что прекрасно знает о последствиях своего поступка. И тут начинается череда чудес, которых от советского государства и правосудия 30-х годов никто не ожидал…
31 августа 1938 года в Москве состоялся суд. Присутствовали западные журналисты и представители дипкорпуса. «Преступнику», по советскому законодательству, «светило» как минимум 10 лет. Это в случае «гуманизма», то есть без накруток «шпионско-диверсионной» деятельности. В своей заключительной речи подсудимый заявил: «Я хочу говорить по-русски, хотя имею переводчик. Хочу, потому что полюбил ваш народ, ваша страна, полюбил моя Елена.
Я несколько лет прожил в Россия, работал вместе с русскими и вместе с ними отдыхал. В океан вашего огромного труда есть и мой капля. Я считаю для себя честь породниться с ваш народ». Затем выступил судья: «Суд не может пройти мимо мотивов, по которым подсудимый совершил преступление. Суд считает установленным, что подсудимый искренне и горячо полюбил советскую женщину, ответившую ему взаимностью. Их чувство выдержало испытание временем и разлукой и потому заслуживает уважения. Это чувство и явилось причиной, по которой подсудимый прилетел в СССР. Поэтому, руководствуясь статьей 51 УК РСФСР, суд приговаривает Брайена Монтегю Гровера к 1 месяцу тюремного заключения с заменой его штрафом в 1,5 тысячи рублей». Мировая пресса гремела сенсационными заголовками: «На крыльях любви», «Самое романтичное дело ХХ века». Отпраздновав Новый год в СССР, молодожены улетели в Великобританию.
Какое же отношение мой дедушка имеет к этому делу? Как выяснилось, самое непосредственное. Дело в том, что как раз в тот момент, когда англичанин Гровер неожиданно приземлился в деревне Тверской области, мой дед работал старшим оперуполномоченным РО НКВД этого района. И именно ему пришлось первым вести дело Гровера, первым с ним встречаться и беседовать. И видимо, Василий Иванович внес большой вклад в успешное завершение этого удивительного дела, ведь именно по его итогам он и получил свой орден Красной Звезды.
Татьяна Васильевна Бахвалова
Проект «Семейные легенды», посвященный 70-летнему юбилею Дня Победы в Великой Отечественной войне, продолжается. Рассказы о своих родственниках – фронтовиках и тружениках тыла – присылайте на эл. почту: dv@dzer.ru или приносите в редакцию по адресу: пр. Ленина, 85 А, 2 этаж.