А, между прочим, поводом для встречи стал юбилей Александра Николаевича. Ему, учителю французского языка, воспитавшему не одно поколение дзержинцев, фактически основателю и первому руководителю 22-й школы, 15 сентября исполнилось 80 лет. Всего 80 лет – хочется сказать после долгой и интересной беседы с ним.
Детство у моего поколения отнял Гитлер
В первый класс Саша Токарев поступал три раза: то в деревне, где жила семья Токаревых, учительницы не было, то деревню замело снегом, то школа сгорела. В общем, по-настоящему учиться Саша начал только в 10 лет, когда родители переехали в Северный поселок. В 1-м классе 43 ученика, половина бандиты, половина дети войны – круглые сироты. Постоянно хотелось есть, многие из ребят ходили в школу только потому, что перед занятиями ученикам давали яблоко, булочку и стакан чая. В 4-й класс Саша поступил уже в Доскино, жили здесь в землянке два года всей семьей: мама, папа, пятеро детей, да еще теленок и поросята.
Уже тогда Саша Токарев очень полюбил читать. Первую книгу, прочитанную самостоятельно, – рассказ «Сигнал» о подвиге мальчишки – запомнил навсегда. В школе будущий отличник народного образования учился хорошо, хотя примерным учеником не был – и прогуливал, и книжки читал под партой на неинтересных ему предметах. Однажды, вспоминает, закончив очередной учебный год с одними пятерками, он получил грамоту и набор цветных карандашей в подарок. А вот щупленькому мальчишке-отличнику, учившемуся на год младше, тогда же подарили стопку тетрадей. Настоящее богатство!
«Я даже поколотить его хотел, вот как было завидно», – говорит Александр Николаевич. Кстати, этого мальчишку звали Лев Пигалицын. Сегодня он знаменитый на всю страну преподаватель физики и информатики, народный учитель России. Дружбу они сохранили потом на всю жизнь, хотя и спорили частенько на разные темы.
Одним из школьных предметов, с которым ну никак у Саши Токарева «не клеилось», был французский язык. Тем неожиданней для всех стало его решение поступать в институт иностранных языков.
Маман, папан, братан…
К моменту поступления в иняз за плечами у Александра Токарева были четыре года работы слесарем на Горьковском автозаводе. Молодого рукастого парня на предприятии ценили, но ему в голову вдруг пришла невероятная, необъяснимая здравым смыслом идея поступить в институт иностранных языков, да еще на факультет французского языка с прицелом преподавать язык Дюма в школе. Сам Александр Николаевич рассказывает, что из школы вышел со знанием трех слов по-французски: маман, папан и братан, да еще трех французских фраз из пушкинского «Дубровского», учителей терпеть не мог (за исключением истинных талантливых педагогов, каких было мало), языки ненавидел. И вот с таким «багажом» 25-летний молодой мужчина пришел в приемную комиссию иняза. Французский он, конечно, провалил, но решил бороться («если сейчас не поступлю, вообще больше не буду поступать»), и когда члены комиссии спросили его, а зачем он поступает, на что рассчитывает, Саша произнес фразу, видимо, покорившую профессоров и доцентов: «Да, я не знаю французский язык, но зато я знаю, как сделать так, чтобы его выучили школьники». И как показала жизнь, это были не пустые слова. Впоследствии за годы преподавания почти 60 учеников Александра Николаевича поступили в институт иностранных языков, многие из них пошли по стопам своего учителя и начали преподавать.
Но это было после. А пока деревенский парень Саша Токарев приступил к учебе и начал «вгрызаться» во французский язык с упорством человека, не привыкшего отступать от своей идеи. В первом диктанте на французском языке он сделал 61 ошибку, а уже в конце первого курса сдал французский на «четыре». Из дома уезжал в институт в шесть утра, а возвращался в одиннадцать вечера.
И так все пять лет. Летом руководил поездками студентов в колхоз, в каникулы подрабатывал на «ГАЗе», где его всегда с удовольствием принимали. Так прошли студенческие годы, а впереди ждала большая интересная работа.
«Ох, как они все меня боялись!»
После института активный, полный идей мужчина, да еще и педагог со знанием французского языка, был нарасхват. Его стали приглашать на руководящие должности – в дзержинский ГорОНО, где два года с 1972-го он работал заместителем заведующего. Но чиновничья работа была Токареву не по душе. Он тянулся к детям, мечтал преподавать, и вскоре родилась идея открыть в Дзержинске школу с углубленным изучением французского языка. Параллельно с работой заведующим РОНО уже в Володарском районе Александр Николаевич начал подбирать коллектив для будущей 22-й школы и наконец добился того, чтобы в 1976 году возглавить коллектив учителей французского языка.
Надо сказать, что это сейчас школа № 22 стала в некоторой степени элитным заведением, во всяком случае, весьма престижным и популярным. А в 70-е годы прошлого века среди учеников школы было много второгодников и ребят, имеющих проблемы с дисциплиной. Но, как признается Александр Николаевич, его любимыми учениками всегда как раз и были «трудные» мальчишки и девчонки, и авторитет директора среди них был непререкаем. Первое, с чего начал руководитель школы, – это дисциплина, причем требовал ее не только от учеников, но и от учителей. Сам он приходил в школу каждый день в шесть утра и на пороге встречал каждого, а уходил самым последним. Был неутомимым борцом против курения, и в итоге добился, чтобы даже самые заядлые курильщики забывали в школе свои дурные привычки. Если ученик нарисовал что-то на новой парте, то его выставляли из класса вместе с партой и не пускали больше на занятия, пока он не приведет ее в прежний вид. А его уроки французского и многочасовые дополнительные занятия, наверное, некоторым бывшим ученикам снятся в страшных снах до сих пор. Дома, между тем, подрастали двое сыновей (оба стали военными) и всегда ждала жена Алла Ивановна.
Руководство школой Токарев совмещал с активной общественной работой. 22 года был депутатом Городского Совета народных депутатов.
Бывшие коллеги Александра Николаевича признаются, что он был очень требовательным руководителем, работать с ним было трудно, но вместе с тем безумно интересно. Например, Ольга Владимировна Афанасьева, работавшая в те годы заведующей школьной библиотекой, вспоминает период совместной работы с Токаревым как лучшие годы своей работы вообще: «У него всегда было столько идей, мы постоянно проводили какие-то мероприятия, устраивали для детей поездки. Еще он очень поддерживал наш патриотический клуб «Поиск», занимавшийся сбором информации о зенитчиках, которые в годы войны охраняли Дзержинск от налетов авиации».
А сам Александр Николаевич признается, что пока учился в школе, ненавидел учителей, а вот когда начал руководить школой, стал понимать их. Осознал, насколько несчастен человек, который занимается не своим делом. И просто восхищался настоящими, гениальными педагогами, с которыми сталкивался в жизни. За годы его руководства школой трое из 43 педагогов получили звание «Заслуженный учитель РСФСР».
«Ох, как они все меня боялись!» – улыбается Александр Николаевич, вспоминая годы руководства школой. Вот только глаза его выдают, глаза-то добрые-добрые, не спрячешь их. И понимаешь, что вся его строгость и жесткость – от любви и желания помочь.
С днем рождения вас, Учитель!
Марина Ипатова